СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

О Пасхе, выборе веры и любви Печать
05.04.2018 09:24

19 марта 2018 года в Дубненско-­Талдомский округ назначен новый благочинный и настоятель двух храмов в наукограде: Похвалы Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Это протоиерей Павел Мурзич. Кто-­то из паствы уже успел познакомиться с новым священником на службах, кто-­то видел новостные сюжеты и интервью. Мы сделали первое большое газетное интервью с батюшкой для «Православной встречи».

 

О ПАСХЕ

­ Отец Павел, наш выпуск выходит в Страстную седмицу, накануне Пасхи.  Что бы вы хотели сказать жителям наукограда, своей новой пастве, в эти особые дни?

­ Страстная седмица ­ это особый период в жизни церкви.  Это уже даже не Великий пост, это присовокупление к Великому посту особой недели. И в  эту неделю, в эти 6 дней, мы не просто исторически вспоминаем события, которые происходили в городе Иерусалиме и близ него, а мы будем личностно восходить вместе со Христом на Голгофу, в центр Земли, в центр нашей Вселенной.

Переживая  предательство Великой среды, Иудино предательство, участвуя в таинстве,  установленном в Сионской горнице, таинстве Евхаристии ­ Причащения в Великий четверг, мы символично соединимся с апостолами. В четверг вечером 12 евангельских страстных чтений возведут нас от Вифании до Голгофы. В пятницу мы будем погребать, подобно Иосифу с  Никодимом, пречистое тело Господа нашего Иисуса Христа в плащанице, а в субботу – «да молчит всякая плоть», ибо во гробе находится Господь наш Иисус Христос. Страстная неделя ­ это неделя переживаний и своего собственного восшествия на Голгофу, чтобы встретить светлое Христово Воскресение.

О ВЫБОРЕ ВЕРЫ

­ В России сложилось такая практика, что в советское время детей крестили в основном бабушки и втихаря. Вы родились и жили в многоконфессиональном христианском городе. Как вы крестились? Почему вы пришли именно в православную церковь, а не в католическую, или лютеранскую, или старообрядческую?  Вы  обошли все церкви и выбрали для себя веру, как наши древнерусские князья?

­ Именно так и было. Город Даугавпилс, который назывался и Борисоглебск, и Двинск, стоит на реке Даугава. В России эта река называется Западная Двина. В этом городе я родился и вырос.

В Даугавпилсе, действительно, все христианские конфессии сосредоточены, можно сказать, в одном  месте – на храмовой горе. Здесь стоит лютеранская кирха, в которой в советское время располагалась школа бокса олимпийского резерва. Рядом находится величественный римско­католический собор, невдалеке ­ старообрядческая моленная, и почти тут же рядом стоит прекраснейший, построенный по указу Николая II для нужд военного гарнизона, вмещающий в себя 5 тыс. человек, кафедральный собор святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

В 90­м году мы с родителями, если не изменяет память, в тот год Пасха совпадала у всех конфессий, решили перед пасхальной ночью посетить все храмы. Начали мы с православного храма святых Бориса и Глеба. Пришли туда примерно в 9 часов вечера. Сейчас­то я понимаю, что в храме в 9 часов вечера идёт некое окончание генеральной уборки после освящения куличей. Зайдя в храм, я вижу, как трут полы, подметают, кто­то куда­то бегает, суетится. Ну, мы поставили свечи, как водится, и вышли из храма.

Затем мы зашли в лютеранскую кирху. Мне там показалось немножко холодно.  У лютеран отсутствуют иконы, но это отдельный разговор. Было просто как­то холодно, не внешне, а внутренне.

Когда мы зашли в римско­католический собор, мне там очень понравилось. Во­первых, как человек, имеющий отношение к музыке, я услышал орган.  Также я увидел чёткий порядок. Каждый стоит на своём месте, нет никакой суеты, лавочки, всё чистенько, опрятненько. Мальчики в белых кружевных сутанах, по­нашему – в стихарях. Мне очень понравилось. Мы вышли, и отец говорит: «Ну, теперь осталась старообрядческая моленная».

Пошли в старообрядческую моленную.  И, естественно, сейчас я это уже понимаю, почему нас сразу ревностно встретили старообрядцы поморского толка, безпоповцы. И не так я крестился, и сюда ­ не заходи, сюда ­ не становись, причём это же касалось и моих родителей. В итоге мы даже не зашли в эту церковь.

И мы пошли на остановку, а путь к ней лежит, опять же, через православный Борисо­Глебский собор. По времени это уже было 11 часов вечера. Родители говорят, что пора ехать домой,  спать. И, если не изменяет память, мама сказала: «Давай­те уж зайдём к православным, мимо же идём».

Мы зашли, а в храме уже совсем всё по­другому. Да, нет лавочек, все стоят. Вышел, для меня в непонятных одеждах, какой­то мужчина с бородой ­ священник. Я вижу ­ в центре стоит некая гробница.  Тогда мне показалось, что это какой­то гроб, он весь украшен белыми лилиями, меня это поразило. Стоит все это на кафедре, поскольку собор кафедральный, там есть епископ. Я к этому присмотрелся, и мы задержались в храме, наверное, минут на 20. И вдруг резко гаснет весь свет в храме. А почему? ­ Начинается крестный ход, и отец говорит: «Сейчас крестный ход будет, давайте немного задержимся, посмотрим и пойдем».

И вот, когда начался крестный ход, меня просто подхватило, как на реке, протекающей через весь храм и вокруг него.  Собор громадный, как футбольное поле от ворот до ворот. И тогда уже, в 90­х годах, было столько людей, что «хвостик» крестного хода ещё не вышел из собора, а «голова» с хоругвеносцами уже пришла к главному входу. И я был где­то в толпе этих людей. Священник: «Христос Воскресе!». Я услышал, как надо отвечать – «Воистину Воскресе!».  Все поют перед собором, такая радость, открываются двери, батюшка «весёлыми ногами», быстрым шагом, можно сказать, влетает в собор, и меня толпа людей просто занесла туда же. И я очутился в самом центре храма, практически перед иконостасом. И выйти, шевельнуться я не мог. Рядом стояли родители. Они говорят: «Надо идти, надо идти». Но как? Люди стоят, как­то не­
удобно.  В итоге практически всю пасхальную утреню мы отстояли в храме, я тогда ещё не был крещёным. И, придя домой, я сказал своим родителям, а мне было 11 лет, что я твёрдо решил креститься в православной церкви.

­ А вы пошли, чтобы выбрать веру для всей семьи или только для себя?

­Для себя. Родители крещёные. Мама ­ православная, папа на тот момент был католиком. В Прибалтике после окончания Великой Отечественной войны католические храмы никто не преследовал. Католикам позволяли ходить в храмы, их не закрывали. Православные же храмы меньше закрывали, чем в России, но закрывали, а вот римско­католические были открыты.

Моя бабушка по линии отца была практикующей католичкой, т.е. с соблюдением всех постов, праздников, исповедь у ксёнза, посещение регулярно воскресного дня. В воскресный день, упаси Бог, чтобы дома кто­то взял хотя бы веник и начал мести пол. Бабушка у меня была большой аккуратисткой, т.е. чистота была идеальная настолько, что микробы не могли даже плодиться в этой чистоте.

И вот моя бабушка­католичка украдкой водила меня, еще некрещеного, в католический храм. Более того, она уговорила ксёнза, чтобы я, некрещёный, ещё и прислуживал. Ксёнз  как­то разрешил пойти мне со свечкой. Были большие надежды, что я – пианист, стану органистом и т.д. Но моё сердце прилепилось к православию, причем это произошло опытным путем.

­ Меня очень удивило, как родители демократично поступили, вместе с вами прошли по всем храмам. А выбирали вы – по сути ребенок. Пришлось бы по душе лютеранство, и они бы, наверное, согласились с этим.

­ Это сейчас так видится. А тогда им скорее было все равно.

О ЛЮБВИ

­ Вы пришли в православную веру, крестились, начали ходить в храм. Но потом повзрослели и встретили свою любовь. Кто кого в вашей семье привёл в храм, к вере? Вы нашли себе девушку по сердцу в храме, или встреча навсегда произошла в другом месте?

­ Святой преподобный Амвросий Оптинский дал очень простой наказ молодым людям ­ ищи себе жену или в храме, или в огороде, т.е. в труде  молитвенном или физическом.

­ На тот момент вы уже знали это выражение?

­ На тот момент я это выражение слышал, но не сказать, чтобы оно было у меня в сердце. И со своей супругой я действительно познакомился в храме, мне было 19 лет, а ей чуть меньше. И я прислуживал в алтаре, а она пела на клиросе.

В Борисоглебском кафедральном соборе клироса настолько далеки от алтаря и солеи, что можно различить только силуэт человека и его пол, лица не видно, т.е. храм очень большой. Я был очень застенчивым юношей, очень скромным, всегда краснел. К сожалению, сейчас это куда­то ушло (улыбается. – Прим. автора).    И я попросил своего друга­алтарника, который мне сказал, что появилась одна очень симпатичная девушка на хорах, познакомить нас. Он ­ «великий конспиратор». Когда закончилась служба, подошёл к ней, они были уже знакомы, и сказал, что с ней хочет встретиться такой­то парень, я вышел ­ мы как­то познакомились.

Потом, через некоторое время,  Ксения (супруга – отца Павла) рассказала, что заприметила меня, когда мы еще не были знакомы, наблюдала за мной где­то с полгода. Но ей на клиросе сказали: «Не смотри в его сторону, этот мальчик не для тебя». У нас же люди привыкли думать за других. Кто­то думал, что я готовлюсь к монашеству, кто­то про что­то другое, «уготованное» мне.

Но мне Ксюша как­то приглянулась, и что самое главное, мы начали общаться, дружить и возрастать в любви друг к другу. И что самое главное и самое важное для молодого поколения, мы не давали слова и не посягали на девственность друг друга. Дальше тёплого поцелуя процесс не заходил, друг друга останавливали по одной простой причине, что мы друг другу не принадлежим, и вступать в отношения, которые имеют под собой определённые обязательства, мы не готовы.

Мы встречались два года, затем я поступил в московскую духовную семинарию, и наши отношения ещё были испытаны годом разлуки. И уже после первого года семинарии я понял, что если не женюсь сейчас, то не женюсь никогда. Мне на тот момент было 22 года, и на летних каникулах я сделал предложение. Но невеста оказалась из семьи старообрядцев…

Продолжение интервью с протоиереем Павлом Мурзичем читайте на официальном портале Дубненско­Талдомского благочиния www.dubna­blago.ru

В продолжении вы узнаете, через какое таинство люди могут переходить из старообрядчества в православие, о том, как выглядит духовноразвитый человек и где его можно встретить, о физиках и лириках, об искусстве и о том, как найти в себе Богом данный талант.

Беседовала Елена Злобина

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.