19 марта 2018 года в Дубненско-Талдомский округ назначен новый благочинный и настоятель двух храмов в наукограде: Похвалы Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Это протоиерей Павел Мурзич. Кто-то из паствы уже успел познакомиться с новым священником на службах, кто-то видел новостные сюжеты и интервью. Мы сделали первое большое газетное интервью с батюшкой для «Православной встречи».
О ПАСХЕ
Отец Павел, наш выпуск выходит в Страстную седмицу, накануне Пасхи. Что бы вы хотели сказать жителям наукограда, своей новой пастве, в эти особые дни?
Страстная седмица это особый период в жизни церкви. Это уже даже не Великий пост, это присовокупление к Великому посту особой недели. И в эту неделю, в эти 6 дней, мы не просто исторически вспоминаем события, которые происходили в городе Иерусалиме и близ него, а мы будем личностно восходить вместе со Христом на Голгофу, в центр Земли, в центр нашей Вселенной.
Переживая предательство Великой среды, Иудино предательство, участвуя в таинстве, установленном в Сионской горнице, таинстве Евхаристии Причащения в Великий четверг, мы символично соединимся с апостолами. В четверг вечером 12 евангельских страстных чтений возведут нас от Вифании до Голгофы. В пятницу мы будем погребать, подобно Иосифу с Никодимом, пречистое тело Господа нашего Иисуса Христа в плащанице, а в субботу – «да молчит всякая плоть», ибо во гробе находится Господь наш Иисус Христос. Страстная неделя это неделя переживаний и своего собственного восшествия на Голгофу, чтобы встретить светлое Христово Воскресение.
О ВЫБОРЕ ВЕРЫ
В России сложилось такая практика, что в советское время детей крестили в основном бабушки и втихаря. Вы родились и жили в многоконфессиональном христианском городе. Как вы крестились? Почему вы пришли именно в православную церковь, а не в католическую, или лютеранскую, или старообрядческую? Вы обошли все церкви и выбрали для себя веру, как наши древнерусские князья?
Именно так и было. Город Даугавпилс, который назывался и Борисоглебск, и Двинск, стоит на реке Даугава. В России эта река называется Западная Двина. В этом городе я родился и вырос.
В Даугавпилсе, действительно, все христианские конфессии сосредоточены, можно сказать, в одном месте – на храмовой горе. Здесь стоит лютеранская кирха, в которой в советское время располагалась школа бокса олимпийского резерва. Рядом находится величественный римскокатолический собор, невдалеке старообрядческая моленная, и почти тут же рядом стоит прекраснейший, построенный по указу Николая II для нужд военного гарнизона, вмещающий в себя 5 тыс. человек, кафедральный собор святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
В 90м году мы с родителями, если не изменяет память, в тот год Пасха совпадала у всех конфессий, решили перед пасхальной ночью посетить все храмы. Начали мы с православного храма святых Бориса и Глеба. Пришли туда примерно в 9 часов вечера. Сейчасто я понимаю, что в храме в 9 часов вечера идёт некое окончание генеральной уборки после освящения куличей. Зайдя в храм, я вижу, как трут полы, подметают, ктото кудато бегает, суетится. Ну, мы поставили свечи, как водится, и вышли из храма.
Затем мы зашли в лютеранскую кирху. Мне там показалось немножко холодно. У лютеран отсутствуют иконы, но это отдельный разговор. Было просто както холодно, не внешне, а внутренне.
Когда мы зашли в римскокатолический собор, мне там очень понравилось. Вопервых, как человек, имеющий отношение к музыке, я услышал орган. Также я увидел чёткий порядок. Каждый стоит на своём месте, нет никакой суеты, лавочки, всё чистенько, опрятненько. Мальчики в белых кружевных сутанах, понашему – в стихарях. Мне очень понравилось. Мы вышли, и отец говорит: «Ну, теперь осталась старообрядческая моленная».
Пошли в старообрядческую моленную. И, естественно, сейчас я это уже понимаю, почему нас сразу ревностно встретили старообрядцы поморского толка, безпоповцы. И не так я крестился, и сюда не заходи, сюда не становись, причём это же касалось и моих родителей. В итоге мы даже не зашли в эту церковь.
И мы пошли на остановку, а путь к ней лежит, опять же, через православный БорисоГлебский собор. По времени это уже было 11 часов вечера. Родители говорят, что пора ехать домой, спать. И, если не изменяет память, мама сказала: «Давайте уж зайдём к православным, мимо же идём».
Мы зашли, а в храме уже совсем всё подругому. Да, нет лавочек, все стоят. Вышел, для меня в непонятных одеждах, какойто мужчина с бородой священник. Я вижу в центре стоит некая гробница. Тогда мне показалось, что это какойто гроб, он весь украшен белыми лилиями, меня это поразило. Стоит все это на кафедре, поскольку собор кафедральный, там есть епископ. Я к этому присмотрелся, и мы задержались в храме, наверное, минут на 20. И вдруг резко гаснет весь свет в храме. А почему? Начинается крестный ход, и отец говорит: «Сейчас крестный ход будет, давайте немного задержимся, посмотрим и пойдем».
И вот, когда начался крестный ход, меня просто подхватило, как на реке, протекающей через весь храм и вокруг него. Собор громадный, как футбольное поле от ворот до ворот. И тогда уже, в 90х годах, было столько людей, что «хвостик» крестного хода ещё не вышел из собора, а «голова» с хоругвеносцами уже пришла к главному входу. И я был гдето в толпе этих людей. Священник: «Христос Воскресе!». Я услышал, как надо отвечать – «Воистину Воскресе!». Все поют перед собором, такая радость, открываются двери, батюшка «весёлыми ногами», быстрым шагом, можно сказать, влетает в собор, и меня толпа людей просто занесла туда же. И я очутился в самом центре храма, практически перед иконостасом. И выйти, шевельнуться я не мог. Рядом стояли родители. Они говорят: «Надо идти, надо идти». Но как? Люди стоят, както не удобно. В итоге практически всю пасхальную утреню мы отстояли в храме, я тогда ещё не был крещёным. И, придя домой, я сказал своим родителям, а мне было 11 лет, что я твёрдо решил креститься в православной церкви.
А вы пошли, чтобы выбрать веру для всей семьи или только для себя?
Для себя. Родители крещёные. Мама православная, папа на тот момент был католиком. В Прибалтике после окончания Великой Отечественной войны католические храмы никто не преследовал. Католикам позволяли ходить в храмы, их не закрывали. Православные же храмы меньше закрывали, чем в России, но закрывали, а вот римскокатолические были открыты.
Моя бабушка по линии отца была практикующей католичкой, т.е. с соблюдением всех постов, праздников, исповедь у ксёнза, посещение регулярно воскресного дня. В воскресный день, упаси Бог, чтобы дома ктото взял хотя бы веник и начал мести пол. Бабушка у меня была большой аккуратисткой, т.е. чистота была идеальная настолько, что микробы не могли даже плодиться в этой чистоте.
И вот моя бабушкакатоличка украдкой водила меня, еще некрещеного, в католический храм. Более того, она уговорила ксёнза, чтобы я, некрещёный, ещё и прислуживал. Ксёнз както разрешил пойти мне со свечкой. Были большие надежды, что я – пианист, стану органистом и т.д. Но моё сердце прилепилось к православию, причем это произошло опытным путем.
Меня очень удивило, как родители демократично поступили, вместе с вами прошли по всем храмам. А выбирали вы – по сути ребенок. Пришлось бы по душе лютеранство, и они бы, наверное, согласились с этим.
Это сейчас так видится. А тогда им скорее было все равно.
О ЛЮБВИ
Вы пришли в православную веру, крестились, начали ходить в храм. Но потом повзрослели и встретили свою любовь. Кто кого в вашей семье привёл в храм, к вере? Вы нашли себе девушку по сердцу в храме, или встреча навсегда произошла в другом месте?
Святой преподобный Амвросий Оптинский дал очень простой наказ молодым людям ищи себе жену или в храме, или в огороде, т.е. в труде молитвенном или физическом.
На тот момент вы уже знали это выражение?
На тот момент я это выражение слышал, но не сказать, чтобы оно было у меня в сердце. И со своей супругой я действительно познакомился в храме, мне было 19 лет, а ей чуть меньше. И я прислуживал в алтаре, а она пела на клиросе.
В Борисоглебском кафедральном соборе клироса настолько далеки от алтаря и солеи, что можно различить только силуэт человека и его пол, лица не видно, т.е. храм очень большой. Я был очень застенчивым юношей, очень скромным, всегда краснел. К сожалению, сейчас это кудато ушло (улыбается. – Прим. автора). И я попросил своего другаалтарника, который мне сказал, что появилась одна очень симпатичная девушка на хорах, познакомить нас. Он «великий конспиратор». Когда закончилась служба, подошёл к ней, они были уже знакомы, и сказал, что с ней хочет встретиться такойто парень, я вышел мы както познакомились.
Потом, через некоторое время, Ксения (супруга – отца Павла) рассказала, что заприметила меня, когда мы еще не были знакомы, наблюдала за мной гдето с полгода. Но ей на клиросе сказали: «Не смотри в его сторону, этот мальчик не для тебя». У нас же люди привыкли думать за других. Ктото думал, что я готовлюсь к монашеству, ктото про чтото другое, «уготованное» мне.
Но мне Ксюша както приглянулась, и что самое главное, мы начали общаться, дружить и возрастать в любви друг к другу. И что самое главное и самое важное для молодого поколения, мы не давали слова и не посягали на девственность друг друга. Дальше тёплого поцелуя процесс не заходил, друг друга останавливали по одной простой причине, что мы друг другу не принадлежим, и вступать в отношения, которые имеют под собой определённые обязательства, мы не готовы.
Мы встречались два года, затем я поступил в московскую духовную семинарию, и наши отношения ещё были испытаны годом разлуки. И уже после первого года семинарии я понял, что если не женюсь сейчас, то не женюсь никогда. Мне на тот момент было 22 года, и на летних каникулах я сделал предложение. Но невеста оказалась из семьи старообрядцев…
Продолжение интервью с протоиереем Павлом Мурзичем читайте на официальном портале ДубненскоТалдомского благочиния www.dubnablago.ru
В продолжении вы узнаете, через какое таинство люди могут переходить из старообрядчества в православие, о том, как выглядит духовноразвитый человек и где его можно встретить, о физиках и лириках, об искусстве и о том, как найти в себе Богом данный талант.
Беседовала Елена Злобина |