СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Добрые сердца и золотые руки Печать
22.10.2015 08:38

Современному мирскому человеку, ведущему по большому счету суетливую жизнь, представляется, что все идет своим чередом, все события являются результатом случайного стечения обстоятельств…

Иисус Христос сказал, что даже волос не может упасть с головы без воли Божией (Матф. 10:30), тем более в жизни любого человека и даже храма ничто не может произойти помимо Его воли.

Ратминский храм, словно жемчужина среди зелени и воды, всегда привлекает внимание и невольно заставляет любоваться жителей и дачников всей округи.

Когда-то давно, в далеком детстве одна девушка, любуясь на этот храм с другого берега реки, мечтала приехать сюда и принять крещение. Повзрослев, приняла крещение в другом храме, а в Ратмино так и не добралась, пока прошлым летом не приехала к ней подружка, без пяти минут выпускница знаменитой Строгановки.

Вера Шустова – молодой художник, специализирующийся на монументальной живописи, придя в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, увидела, что росписей в храме нет, а центральный алтарь начали расписывать, но почему-то не закончили эту работу. Девушки расспросили работников храма о росписи и иконах. Им позволили посмотреть «одним глазком» уже расписанные Ильинский и Никольский приделы, и они уехали под большим впечатлением, пообещав приехать и бесплатно дорасписать центральный алтарь храма.  Тогда для священников и сотрудников храма это обещание звучало просто невероятно.

Самым первым в храме был расписан Никольский придел. Это было летом 1993 года. Годом раньше уже был написан ряд икон для иконостаса того же придела. Автором и исполнителем работ был основатель дубненской иконописной школы Виталий Шумилов, в то время еще просто мирянин-иконописец. Помогали ему несколько учеников.

Росписи этого алтаря из-за высокого иконостаса недоступны взору прихожан и посетителей храма. Их можно частично увидеть только через диаконскую дверь.

В полусводе алтарной апсиды помещено величественное изображение святителя Николая на голубом фоне. Святитель как бы нисходит с неба и благословляет служителей алтаря. За основу росписи была взята фреска Никольского придела собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, который был расписан великим «Дионисием иконником с сыновьями» в начале XVI века. В центре апсиды на «горнем месте» находится изображение «Христос Великий Архиерей», а по сторонам от него ряд святителей с развернутыми свитками.

Стиль и цветовое решение этого иконостаса ориентированы на работы Дионисия, московского иконописца, жившего во второй половине XV века – начале XVI века, продолжателя традиций Андрея Рублева. Роспись алтарной части скомбинирована из двух стилей: верх – в русском стиле по Дионисию, а нижняя часть – византийский и русский стили.

Ильинский придел, и иконостас, и алтарь были расписаны уже в первой половине 2000-х годов под руководством уже иерея Виталия Шумилова вместе с учащимися Иконописной школы им. прп. Алипия: Олегом Осетровым, Александром Рудичем, Константином Золотаревым «со товарищи».

Левый придел выполнен в нескольких стилях, которые органично сочетаются. При этом видны целостное решение проекта, техника, владение рисунком, выдержанное цветовое решение.

Роспись выполнена в технике «чистой фрески» (al fresco), т.е. по сырой штукатурке. В этой технике сначала на стене рисуется сюжет, затем штукатурка наносится на такой участок стены, который можно расписать в течение дня. На следующий день штукатурится новый участок, стыкуется с предыдущим и т.д.

В полусводе апсиды, который, кстати, называется конха (греч. раковина), изображен поясной образ Илии пророка. Под ним на «горнем месте» помещено «Преображение Господне», где Христу предстоят пророки Илия и Моисей. На северной стене алтаря изображено «Огненное восхождение пророка Илии», а справа от Преображения помещен сюжет «Ворон кормит пророка Илию в пустыне».

По сторонам алтарной арки изображены в полный рост праотец Енох и снова пророк Илия. Это сочетание святых указывает на апокалиптические события, когда для обличения антихриста на землю будут посланы не вкусившие смерти праведники.

К сожалению, и эти росписи также сокрыты от глаз молящихся иконостасом Ильинского придела.

Все эти работы впечатлили Веру, и она достаточно быстро нашла единомышленников: Маргариту Соостр, Ксению Тупицину, Елену Черняеву, готовых сделать проект и воплотить его в жизнь.

Девушки оказались не только впечатлительными, но и твердыми на слово. За год их благое намерение вылилось в конкретное дело. Они закончили своё высшее учебное заведение. Работая в мозаичной мастерской, в свободное время составляли проект,  активно консультируясь у ведущих московских специалистов по росписи храмов.  На этапе росписи орнаментов к московским художникам присоединилась дубненский иконописец Наталья Едигарьева.

Создать проект росписи алтарной части храма – дело нешуточное. Нужно очень много знать непосредственно по своей специальности, обладать широкими знаниями по видам и стилям росписей, накопленных за это время, знать каноны и традиции, по которым расписываются православные храмы. К тому же перед девушками стояла сложная творческая и техническая задача – нужно было вписаться в уже существующую роспись: правильно подобрать цвета, угадать манеру письма предыдущего иконописца. Учитывая все это, девушки несколько дней снимали все размеры алтарной части и существующей росписи и только потом принялись расчерчивать все на бумаге. Когда проект был утвержден настоятелем храма, наступил следующий этап работы – нужно было расчертить все рисунки и орнаменты на кальке в натуральную величину будущих росписей.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: известно, что женщинам в алтарь вход запрещен. Как же объяснить нарушение церковных правил в данном случае? Необходимые разъяснения дал клирик храма Похвалы Богородицы священник Олег Мартынов-Скавронский: «Запрет на вход в алтарь для женщин – одно из древнейших правил христианской церкви. С чем он связан? Надо помнить, что женщины не допускаются в алтарь не потому, что они хуже мужчин или имеют перед Богом более низкое достоинство. Достаточно взглянуть на православный иконостас, отделяющий алтарь от храма – одно из центральных мест в нем занимает как раз женский образ, икона Девы, ставшей Матерью Богочеловека Иисуса.

Призвание мужчины – отцовство, в том числе и священство как отцовство духовное. Поэтому в Православии священство только мужское, по образцу Самого Христа. Задача же женщины – материнство, способность к всеобъемлющей и всепрощающей, заботливой любви по образцу Богородицы.

Поэтому женщины не могут выполнять в Церкви задания, возложенные на мужчин – быть духовными отцами общин и их руководителями, возглавлять совершение Церковных таинств.

Не только женщины, но и мужчины не могут входить в алтарь, кроме тех, кто имеет посвящение для совершения таинств или благословение для помощи в их совершении.

Иконописцы-женщины входят в алтарь для выполнения церковного послушания, труда по созданию икон святых, Богоматери и Самого Христа, Который именно их избрал для этой работы и привел ныне в наш храм, чтобы потрудиться в деле Божием. Поэтому они имеют благословение на присутствие и работу в алтаре, а сам алтарь должным образом был приготовлен: престол полностью закрыт, так что данный случай – исключение.

Непосредственная работа молодых художников в храме заняла около двух месяцев.

В куполе центрального алтаря хорошо видна Божья Матерь, называемая Оранта, написанная около пяти лет тому назад дубненским иконописцем Вячеславом Симаковым. Но тогда по объективным причинам росписи пришлось свернуть.

Ниже Оранты решено было разместить в так называемых медальонах архангелов.  Стены украсили орнаментом в византийском стиле, чтобы хорошо смотрелись иконы в киотах. Новые росписи заняли около 50-ти кв.метров. Выполнены они современными и долговечными акриловыми красками. Сейчас уже практически никто не работает в технике «чистой фрески».

Подводя итог своей первой самостоятельной монументальной работы, все девушки единодушно высказали большую радость от предоставленной возможности поработать по профессии, да еще в таком историческом красивом святом месте: «Работа в храме накладывает большой внутренний отпечаток. Разрешение делать росписи в храме – это для нас невероятно большой подарок. И от этого понимания хочется стать лучше, тянуться к тому, с чем работаешь».

«Храм долго-долго восстанавливается неспроста. Через него проходит много людей, несущих сюда свои добрые намерения и выносящих отсюда с собой Божие благословение. Мне кажется, Господь и держит этот храм так долго несколько недоделанным, чтобы еще много людей пришло и привнесло свой вклад, малый или большой. Перед Богом любая лепта важна, потому что Бог смотрит прежде всего  на сердце человека», – сказал отец Олег.

Процесс возвращения храма к своему благолепию действительно достаточно долог. В начале XIX века этот храм построили и расписали за 4 года. В наше время общими усилиями храм восстанавливается уже более 25-ти лет.

Ратминская церковь по-прежнему ждет росписей. Мы надеемся, что Господь еще даст такую возможность и пошлет вновь добрые сердца и золотые руки.

У всех же нас есть счастливая возможность приобщиться к  восстановлению и благоукрашению нашей жемчужины – храма Похвалы Богородицы на Ратминской стрелке.

Елена Злобина

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.