СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Церковный Новый год - 14 сентября Печать
08.10.2012 11:09

Когда люди малоцерковные узнают о том, сколько праздников у нас, православных, то они почти всегда говорят с оттенком легкой зависти: «Везет же вам!..» И действительно, в отличие от светского календаря, одних только великих праздников в Православной церкви целых 12.

Есть и праздник праздников - Светлое Христово воскресение, и дни памяти великих святых, чудотворных икон, именины. А вот Новый год православные христиане могут праздновать не один раз, а целых четыре! Как же это получается?  А вот  как. 1 января  - гражданский Новый год, 14 января  -  Старый, по старому стилю. Но 1 сентября по- старому, а 14 сентября - по- новому Православной церковью празднуется церковное новолетие - начало церковного года, называемое также началом индикта.
Осень была началом нового года с древних времен. Основания для этого можно находить и в самой природе. С окончанием лета обыкновенно оканчиваются жатва и труды целого года (Исх 23,16). По собрании плодов наступает новый кругооборот дел и новых надежд на будущее плодородие.
Обычай праздновать новый год с наступлением осени установлен еще во времена Ветхого Завета. Святитель Димитрий Ростовский так объясняет это установление.
«Царь веков, Господь Бог наш, «положил времена или лета в своей власти» (Деян 1, 7), Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Этот праздничный месяц есть сентябрь, поскольку сентябрь от марта, первого месяца от сотворения мира, есть седьмой месяц.
Как некогда сам Творец, в шесть дней создавший мир Словом своим, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения (Быт. 2, 2—3; Исх 20,11; Евр 4, 4); и как впоследствии дал и человеку заповедь: «Шесть дней работай, в день седьмой — субботу- Господу Богу твоему, не делай никакого дела» (Исх. 20,9—10), так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать от дел мирских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, говоря: «Месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень» (Лев 23, 39)».
День новолетия в церковном календаре назван еще и «началом индикта». Что же это такое?
По объяснению свящ. Андрея Ломова , «слово «индикт», или «индиктион» (лат. indiction – «объявление»), первоначально означало ежегодный продуктовый налог, введенный императором Диоклетианом. Размер подати определялся на основании переписи населения, проводившейся каждые 15 лет. Индиктом именовался как сам 15-летний отрезок времени, так и каждый год внутри него. Начало года приходилось на 1 сентября, когда собирался урожай и уплачивался налог.
При святом равноапостольном императоре Константине Великом (+ 337 г.) 15-летний цикл индиктиона стал использоваться в летосчислении. В VI веке он стал одним из циклов созданного к этому времени византийского календаря. В церковном календаре 1 сентября открывает годовой цикл неподвижных праздников – от Рождества Богородицы 8 сентября ст. стиля до Ее Успения 15 августа».
Святитель Димитрий Ростовский объясняет нам духовный смысл установления празднования дня новолетия.
«Приняла и Святая церковь обычай праздновать первого сентября начало индиктиона. Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском соборе в Никее. Это было в то самое время, когда царь Константин Великий, победив Максенция, просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионы. Тогда святые отцы установили праздновать новолетие  как начало христианской свободы  в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем (Лк 4,16—22 ). С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца. Но это уже праздник не Ветхого Завета, а новой благодати. Ибо в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в себе Духа Отца, явил Себя миру...»
В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября — и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта - дата праздника Благовещения). В целом торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.
Рассказывает историк Михаил Бернацкий: «В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис. 61. 1–2) о наступлении года благоприятного (Лк 4, 16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. И доныне в Православной церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.
То же Евангелие читалось Константинопольским Патриархом и в особом чине летопроводства — праздничной службе, совершавшейся 1 сентября. Знаменательно, что Евангелие читал сам Патриарх — в практике Константинопольской Церкви  Патриарх сам читал Евангелие, кроме этого случая, лишь трижды в году: на утрене Великой пятницы (первое из 12 Страстных Евангелий) и на литургии и вечерне первого дня Пасхи.
На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая преподобного Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в., но даже уже в XIII в.
Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского Нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской Соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с Новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства уже не совершался.
С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя церковный Устав доныне полагает этот день малым Господским праздником «начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь преподобного Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату».
В заключение приведем замечательные слова святителя Димитрия Ростовского. «Вот какой христианский индиктион празднует ныне, вместо древнего языческого, Православная Церковь, «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется по образу Создавшего его» (Кол 3,9—10). Будем же праздновать новолетие так, как советует нам апостол: «В обновлении жизни ходим, чтобы нам служить в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим 7, 6)36. Будем праздновать индиктион, повинуясь повелениям Господа Бога нашего, данным через Моисея, в книгах которого ныне читается: «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их: то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и пошлю мир на землю вашу... и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом»(Лев 26, 3-4.6-7.11.12).
Поэтому поздравим 14 сентября друг друга с православным церковным новолетием и помолимся - и в храме, и дома так: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спасины».  

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.