День Всех святых, в земле Российской просиявших Печать
27.06.2012 12:50


17 июня, в воскресенье, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, состоялся престольный праздник. При большом стечении народа была совершена Божественная литургия, молебен и крестный ход. О празднике рассказывает настоятель храма, протоиерей Александр Горбунов.

Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е годы  XVI в. и забытое в синодальную эпоху,  в 1918 году было  восстановлено, а с 1946 года стало торжественно совершаться во 2-ю неделю по Пятидесятнице.
Центральным моментом праздника является прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.
Святые Православной церкви - наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни. Частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что наши святые «сродники» – родственники никогда не забывают своих потомков, совершающих с  любовью их светлый праздник.
Впрочем, в русских святых мы чтим не только небесных покровителей Русской земли -  в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути и, внимательно всматриваясь в их подвиги и взирая на кончину их жизни, стараемся  с помощью Божией  подражать вере их, дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской церкви святых Своих до скончания века.
История святости на Руси начинается с проповеди святого апостола Андрея Первозванного в пределах нынешнего нашего Отечества, в будущей Приазово-Черноморской Руси.  Апостол Андрей обратил в христианство наших прямых предков, сарматов и тавро-скифов, положив начало Церквам, которые не прекратили своего существования до Крещения Руси.
Святой князь Владимир принес нашим предкам новую веру, новое сознание, смысл жизни, новое внутреннее душевное состояние, дал нам новый, всех объединяющий,  дух, и так образовался единый народ. День памяти святых, в земле Российской просиявших, указывает нам на то духовное Небо, под которым создавалась и жила земля Русская.  Само существование русского народа связано с зарождением в нем духовной жизни, с усвоением основ христианского мировоззрения. Вера, Православная церковь объединили разрозненные племена в один народ, и самым существенным свойством русских людей стала вера в Царство Божие, искание его, искание правды.
Ради Царства Божия, ради причастности к нему, ради молитвы русские подвижники уходили от мирской суеты в леса, на необитаемые острова. Они искали только Царства Божия, ничего не хотели создавать и строить, уходили от людей, но люди шли за ними ради Царства Божия, бывшего на тех островах и в лесах вокруг праведников, и так вырастали лавры и обители.
Искание правды – основная нить жизни русского народа, и не случайно первый писаный свод законов, который должен был упорядочить жизнь, назывался «Русской Правдой».
Но о Небе, о Царстве Божием думали не только те, кто уходил от мира и людей, – все верующие русские люди понимали истинный смысл нашей жизни. Все, кто подлинно строил Россию как государство, живя в миру и исполняя свои обязанности, также почитали самым главным быть верным Божественному Царству и Божественной правде.
В России были князья, полководцы, люди всех родов и занятий, но их основным пониманием, и стремлением, и смыслом жизни  было также стяжание Царства Божия, причастность к нему.
Святой князь Александр Невский всю жизнь провел в военных и государственных подвигах, проехал на коне через всю Сибирь к татарскому хану, чтобы устроить мир в России, прославился военными победами, но, когда заболел и пришла смерть, принял ее как освобождение от трудов земной жизни и отдался тому, что было дороже всего его душе, и принял монашеский постриг, чтобы войти в вожделенное Царство Божие уже не воином земным, но воином Христовым.
Смоленский князь Феодор также принял перед смертью монашество. Эти духовные вожди русского народа в своем стремлении к Царству Божию - лучшие выразители основной черты духовной жизни народа, основной силы, которая направляла историческую жизнь его,  –  искание правды Божией и Его Царства.
Власть всегда есть выражение сознания и воли. Власть всегда руководствуется той или иной философией, тем или иным пониманием цели и смысла жизни. Усвоение христианской веры переродило русских князей. До Владимира Святого русские князья были вождями воинствующих племен и вели войны ради военной добычи и славы. Став христианами, они стали начальниками отдельных частей единого народа.


Подводя итог,  хочется привести слова русского агиолога XX в. Георгия Федотова: «Всякая святость во всех ее многообразных явлениях в истории у всех народов выражает последование Христу. После всех колебаний, преодолевая все соблазны национальной гордости, решаемся сказать, что в древнерусской святости евангельский образ Христа сияет ярче, чем где бы то ни было в истории. Первое и последнее впечатление, которое остается при изучении этой святости, – ее светлая мерность, отсутствие радикализма, крайних и резких отклонений от завещанного древностью христианского идеала». И поэтому мы верим, что праздник Всех святых, в земле Российской просиявших,  никогда более не будет забыт русским народом и будет ежегодно торжественно совершаться в Русской церкви до скончания века, поскольку святые Церкви, по слову Спасителя, являются светом для всего мира, и этот свет светит везде и всем, ибо источник его – Сам Бог.

Протоиерей Александр Горбунов