Важнейший христианский догмат Печать
26.07.2023 12:59

Воскресение из мертвых - важнейший христианский догмат. В своем послании к Коринфянам апостол Павел сказал, что «если нет воскресения, <…>, то напрасна вера наша» (1Кор. 15:13-15).

Эта истина всегда вызывала наибольшие сомнения: очень трудно человеку поверить, что наши истлевшие после смерти тела снова оживут, и наше существование в вечности после Второго Пришествия Христа продолжится не только духовно, но и физически.

Сомнения в отношении догмата о воскресении тел умерших возникали на протяжении всей истории христианства. Так и во времена императора Феодосия Младшего (408-450гг.) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?». Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха». Тогда-то Господь и приоткрыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни.

В III веке в Эфессе жили семь юношей: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Все семеро происходили из знатных аристократических родов, были друзьями с детства и состояли на воинской службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Эфес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам, непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь эфесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе.

Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них - святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд.

Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. В начале пятого столетия участок земли, на котором была гора Охлон, находился в руках некоего Адолеоса, который начал на своей территорию стройку. Камни для строительства доставлялись как раз с горы Охлон, и получилось так, что работники разобрали вход в пещеру, где находились семь юношей. Господь оживил отроков, и они проснулись, словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны.

Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Эфесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере.

У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле.

История эта вызвала большой резонанс и стала повсеместно известной уже в V веке. Так преподобный Иоанн Колов (умер не позднее 430 года) упоминает о семи Эфесских отроках в житии преподобного Паисия Великого. Об истории семи отроков рассказывают в своих сочинениях сирийский монах Иаков Серугский (451-521 гг.) и святитель Григорий епископ Турский (538-594гг.).

Память семи отроков Эфесских совершается Православной Церковью 17 августа.