СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Ответ священника Печать
24.02.2021 21:19

Ольга Ф.: Когда батюшка выходит с кадилом в центр храма и идет по храму, среди молящихся начинается движение. Одни, словно подсолнухи, крутятся вслед за ним, другие опрометью бросаются от стены, другие, наоборот, к стене. Третьи остаются на своем месте, четвертые на них смотрят с укоризной. Как правильно себя вести, когда батюшка кадит иконы и людей в храме?

Отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи г.Дубны священник Константин Панферов

– Важнейшее, что происходит в храме — это совместная церковная молитва. Прочие действия носят вспомогательный характер. А молитвенное положение — стоять лицом к Богу, то есть лицом к востоку (символическое место Его присутствия). Если поворачиваться вслед за кадящим, то может получится, что к Богу человек повернётся боком или спиной, что как-то нехорошо. Тем более, когда священник проходит где-то мимо вас, он кадит иконы или других людей, а не вас лично, и поэтому поворачиваться к нему тоже нет смысла.

Кстати, и во время полиелея (наиболее торжественной части всенощного бдения), когда священнослужители выходят в центр храма, тоже не стоит поворачиваться лицом к ним, а лучше продолжать стоять лицом к алтарю: Бог, символом которого является восток, важнее священника, который стоит сбоку. Но, конечно, этот принцип не стоит доводить до абсурда. Например, когда люди причащаются, им не надо, отходя от Чаши, пятиться задом.

Что касается смысла каждения в целом, то, как пишут в Православной энциклопедии, на раннем этапе оно вряд ли наделялось особой символикой. Кадила и светильники были просто знаками высокого положения епископа в церковной иерархии и гражданском обществе: возжженные свечи и кадила присутствовали во всех процессиях с его участием (например, вход в храм или выход на литию). Также каждение могло совершаться исключительно для дезодорации храмовых помещений: это было особенно актуально для мест массовых паломничеств, а также для монастырских храмов (например, согласно Евергетидскому Типикону, монахам дозволялось мыться лишь три раза в год).

Со временем, однако, каждение получило особые символические толкования. Например, свт. Герман Константинопольский (VIII в.) писал, что кадило знаменует человеческую природу Христа, огонь кадильных углей — Его божественность, а сгорающий ладан — благоухание Св. Духа. В последующих литургических комментариях сохраняется особая символическая связь каждения с присутствием, распространением и благоуханием Святого Духа. На основании этого каждение наделяется также способностью отгонять нечистых духов. А ещё, в соответствии со словами 140-го псалма «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою», каждение можно истолковать как пламенность обращенной к Богу молитвы.

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.