Что вы знаете о докторе Фаусте? Печать
16.03.2011 11:48

В литературу вошла история доктора астрологии и алхимии Фауста, реального человека, жившего в начале XVI века в Германии.

Легенда о том, будто он продал душу дьяволу, получив взамен на четверть века молодость и богатство, возникла еще при жизни этого ученого (скончался Фауст в 1540 году). Осталось множество рассказов о приключениях этого незаурядного человека, причем многие из этих записей считались заметками самого доктора. Впервые всевозможные предания о Фаусте были собраны неизвестным автором в книгу, которая была выпущена в 1587 году издателем Иоганном Шписом.

 

Существует версия, будто местом пирушек Фауста со студентами был погребок в Лейпциге, владельцем которого был некий Ауэрбах. Благодаря легенде о Фаусте ауэрбаховский погребок, в настоящее время перестроенный в недешевый ресторан в Мэдлер-пассаже центра Лейпцига, до сего дня считается одной из местных достопримечательностей. Есть поверье, будто там, во время одной из пирушек, Фауст завел со студентами речь о Троянской войне. Во время рассказа доктор так воодушевился, что при помощи колдовства вызвал образ Елены Прекрасной. Фауст был поражен красотой этой особы, и она осталась с Фаустом до конца его жизни, родив ему сына, обладавшего способностью предсказывать будущее.

О Фаусте пишут…

До начала XVIII века все литературные сочинения о Фаусте были написаны исключительно в его осуждение. И только в эпоху Просвещения выдающийся немецкий теоретик искусства Лессинг (1729-1781) решился предложить новую трактовку образа Фауста. В «Письмах о новейшей литературе» (1759) он написал: «… в своих трагедиях мы хотели бы видеть и мыслить больше, чем робкая французская литература». Лессинг собирался написать о нем трагедию, однако ограничился лишь несколькими набросками. Авторитет Лессинга сыграл свою роль, и к обработке легенды обратилось несколько писателей движения «Буря и натиск», среди которых был Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832).

Великий немецкий поэт писал свою поэму «Фауст» на протяжении всей жизни. На страницах этого сочинения в полной мере нашли свое отображение метания его страстной и неуемной натуры. Противоречия между сжигающим стремлением к абсолютному познанию, и отчетливое понимание безнадежности этой попытки, всплески амбициозности, заставляющие желать осчастливить человечество и при этом жажда любой ценой заполучить обыкновенное человеческое счастье, были обличены автором в стройные рифмы и приобрели безупречные литературные формы.

 

Вслед за Гете на протяжении полутора веков самые блистательные литераторы Европы, среди которых сверкают имена Александра Пушкина, Генриха Гейне, Томаса Манна, Генриха Гессе, искали свой образ Фауста. Легенду о Фаусте разрабатывали в графике Рембрандт, Корнелиус, Ретш, Каульбах, Делакруа, в живописи – Врубель. В музыке – Берлиоз, Гуно, Бойто, Вагнер, Бузони, Лист, Малер, Мусоргский, Шнитке…

О Фаусте поют…

В первой половине XIX века французская публика получила два гениальных сочинения для оперного театра, связанных с темой Фауста. Одним из них был опус выдающегося французского композитора Гектора Берлиоза (1803-1869), открывшего для себя «Фауста» Гете в переводе Нерваля в 1828 году. Положив на музыку некоторые фрагменты трагедии, он уже в 1829 году опубликовывает их под названием «Восемь сцен из Фауста». А в 1846 году из-под его пера вышло полновесное произведение на эту тему.

Премьера нового творения, жанр которого был определен Берлиозом сначала как «опера в концертном варианте», а затем как «драматическая легенда» состоялась в декабре 1846 года в парижской Комической опере в концертном исполнении. В качестве оперы как таковой театры начали ставить «Осуждение Фауста» лишь с 1893 года.

 

Интересно, что творение французского композитора оказало влияние не только на развитие музыкального искусства. Оно заставило писателя Михаила Булгакова дать французскую фамилию «Берлиоз» персонажу-атеисту Михаилу Александровичу в романе «Мастер и Маргарита».

Дело в том, что в жизни Гектор Берлиоз слыл рьяным ниспровергателем классических канонов, он столь пылко ратовал за музыкальный прогресс что, не считаясь с авторитетами, грубейшим образом честил всех своих предшественников. К примеру, в своих критических статьях французский маэстро обзывал творчество Гайдна «музыкой для пищеварения князя Эстерхази».

Еще большую популярность образ Фауста получил благодаря Шарлю Гуно (1818-1993): в 1859 г. состоялась премьера его оперы «Фауст» созданная по первому акту трагедии Гете. Выдвинув на первый план историю любви Фауста и Маргариты, Гуно создал лирическое произведение и по сей день чрезвычайно востребованное лучшими оперными театрами мира.

В XX столетии одной из самых значительных опер, посвященных образу Фауста, можно считать сочинение нашего выдающегося современника Альфреда Шнитке (1934-1988). Обратившись к старинным первоисточникам, Шнитке, считавший «фаустианство» сутью собственной жизни, сознательно отстранился от Гете. В его опере нет ни несчастной Гретхен, ни финального оправдания чернокнижника. От суровой фабулы «готического» оригинала либретто оперы отличает разве что раздвоение личности Нечистого – он и Мефистофель (контр-тенор), и Мефистофила (контральто): последняя обольщает Фауста в виде воскресшей Елены Прекрасной, а после, в финале, она же является и по его душу.

О Фаусте слушают…

 

Образы Фауста и Мефистофеля в жанре инструментальной музыки привлекали многих. Среди них особое место занимает имя русского гения Модеста Мусоргского (1839-1881) с его знаменитой увертюрой «Ночь на Лысой горе».

В западной романтической музыке эта тематика нашла своего горячего адепта в лице Ференца Листа (1811-1886). Его перу принадлежат «Фауст-симфония» по трагедии Гёте, виртуозные обработки фрагментов из «Фауста» Гуно и «Осуждения Фауста» Берлиоза, «Мефисто-полька», а также четыре оригинальных «Мефисто-вальса». Вальсы вдохновлены поэмой уроженца Венгрии Николауса Ленау – его сочинение пронизано откровенной эротикой, трагизмом и фантастикой. В результате, у Ленау образ Мефистофеля вышел значительно ярче самого Фауста. Именно это и привлекло Листа – у композитора появилась возможность на языке музыки на основе конкретного в сюжетном отношении материала высказаться по самым сокровенным вопросам, волновавшим его на протяжении всей жизни.

Из серии «Мефисто-вальсов» самую большую известность приобрел первый, имеющий подзаголовок «Танец в деревенском кабачке, эпизод из «Фауста» Ленау». Сочиненный между 1856 и 1861 годом, он сразу же был оркестрован. Начинаясь со скромной имитации настройки деревенского оркестрика, он по ходу развития превращается в апофеоз демонизма, который завершается подлинной фантасмагорией

О Фаусте снимают…

Образ Фауста регулярно привлекает и воображение кинорежиссеров. Между тем впервые он нашел свое воплощение на экране в ленте 1926 года. Фильм, снятый немецким режиссером Фридрихом Мурнау в жанре фэнтези, в какой-то мере повторяет сюжетную линию первой части трагедии Гете, хотя сценарист Ганс Кизер вместе с известнейшим писателем Герхартом Гауптманом (1862-1946) значительно и перекроили первоисточник.

«Фауст» 1926 года, представляя причудливое, странное и незабываемое зрелище, является шедевром немецкого экспрессионизма эпохи Веймарской республики.

В нем разнообразные технические приемы использованы не только для изображения полетов ангелов, но и для всевозможных дьявольских фокусов: камера Карла Фрейнда передвигалась на специальном приспособлении среди просторных павильонных ландшафтов, забитых городками, лесами и селениями. Такие съемки, создавая у зрителей ощущение, будто они путешествуют по воздуху вместе с Мефистофелем и юным Фаустом, вызывали подлинный шок.

Подготовила Наталия Белага

 

Читайте ещё:

Связь музыки с другими видами искусства

Образ зимы в инструментальной музыке

Балет или цирк? А может, их симбиоз?

Саламандра

Комическое в киномузыке

Король инструментов

Музыка игрового кино

Опера в кино

Киномузыка и «Великий немой»

Орфей

Нет повести печальнее на свете…

Прометей

Дон-Жуан – имя нарицательное

Поцелуй Саломеи

Пейзаж в инструментальной музыке