Образ полета в живописи, скульптуре и музыке Печать
21.11.2013 09:03

«В радостном взлёте ввысь устремляюсь...»

Александр Скрябин

Образ полета присутствует в произведениях литературы и живописи, балете и скульптуре и т.д. Особую актуальность и реалистичное воплощение он нашел в искусстве последних веков, и связано это с изобретениями в области воздухоплавания и космонавтики. Между тем тяга человека к полету отмечалась во все времена и поначалу  находила свою реализацию главным образом в мифологии, религии, мистике и сказках. 

Полеты, запечатленные красками

Один из самых знаменитых древнегреческих мифов повествует о юном Икаре, который поднялся к небу на крыльях из перьев, скрепленных воском. Однако, не рассчитав траекторию полета, он поднялся слишком высоко. В результате солнце растопило воск, юноша упал в море и утонул. В изобразительном искусстве этот сюжет всегда был чрезвычайно популярен: в числе работ, посвященных Икару, выделяются рельефы эллинистического времени, фрески в Помпеях, полотна Л. Лана, К. Сарачени, А. Каррачи, А. ван Дейка, П. Брейгеля-старшего, Ш. Лебрена, П. Рубенса, А. Матисса, О. Редона, Г. Джеймса, Б. Вальехо и др.

Помимо этого, в искусстве нашли отображение и образы, являющиеся своего рода симбиозом человека и птицы. В живописи это, как правило, существа божественной природы. Так, картины, изображающие мифологические сцены, обычно заполнены прехорошенькими крылатыми купидонами и амурами. Являясь посланцами богини любви, они – движущая сила в развитии сюжетов.

В живописи во фресках и витражах, связанных с христианством, это ангелы: они считаются посланниками Бога и предстают в виде людей в белоснежных одеяниях с великолепными крыльями за спиной.  Чаще всего их можно наблюдать на иконах и на картинах,  связанных с религиозной тематикой.

Между тем, полет иногда связывают и с действиями совершенно противоположных сил. К картинам на подобный сюжет относится  знаменитое панно «Полет Фауста и Мефистофеля», выполненное Михаилом Врубелем (1856-1910) по заказу известного московского предпринимателя и коллекционера А. В. Морозова. В этом полотне «все зрелище кажется вырисованным языками дыма и пламени, взвившегося вверх из правого нижнего угла картины».

С этой же тематикой связаны и многие живописные работы  Уильяма Блейка (1757-1827) – английского художника, поэта и мистика. Его ранние картины, проникнутые романтическим духом бунтарства, являются своего рода протестом против общепринятых религиозных догм. На них повелитель черных сил представлен как герой, борющийся против авторитарного божества. Позже Блейк несколько меняет свое мировоззрение – в его творчестве формируется понятие гуманности, которое он напрямую связывает с идеей самопожертвования и прощения. В любом случае художник рассматривает путь  человечества как дорогу, на которой добро и зло находятся в вечном противоборстве.

Среди современных художников, для которых полет – «естественная форма существования» – Марк Шагал (1887-1985). «От русской иконы М. Шагал воспринял кардинальную идею единого живописного пространства, включающего в себя земной «низ» и небесный «верх». Эта идея определила пространственную композицию картин Марка Шагала».

Взлетая, лирические герои Шагала вырываются из объятий предметного мира. Как утверждает художник: «Чтобы взлететь, мало одной мечтательности; нужны еще темперамент, теснящий душу восторг и поднимающая в небо страсть». Так в картине «Прогулка» полет влюбленных – отражение их любовного экстаза. Они испытывают страстную потребность взлететь, а потому легко пересекают границу между небом и землей. Данное полотно вместе с картинами «Двойной портрет» и «Над городом» образует триптих, образной основой которых является мотив победы над земным тяготением.

Полеты в камне и бронзе

Знаменитый афоризм «Ангелам тоже нужно повеселиться» принадлежит гениальному  шведскому скульптору Карлу Миллесу (1875-1955). Он создал в Стокгольме шедевр городской парковой архитектуры, известный в мире под названием «Сад Миллеса». Скульптурные произведения шведского мастера очень выразительны – они не только великолепно вписываются в пейзаж, но и поражают безупречным чувством  пропорций, которым обладал их создатель. Наиболее убедительно эти качества проявились в композиции «Человек и Пегас» – там прослеживается сильное влияние французского скульптора Огюста Родена – великого учителя Миллеса.

В любом материале шведский мастер блестяще воплощает гибкую упругость живого тела. И это относится не только к парящим в полете фигурам коня и человека, составляющим основу данной работы. Столь же хороши его знаменитая «Рука Бога», а также хоровод музицирующих ангелов, представленных в «Саду Миллеса». Ангелы там выглядят легкими и невесомыми.  «Если взглянуть на них, то кажется, будто их крылатые фигуры лишь на мгновение опустились на колонны на кончики пальцев, чтобы в следующую секунду, оттолкнувшись, вновь унестись вверх и закружиться подобно мотылькам в воздушных потоках, подыгрывая себе на трубах и дудочках».

Полеты в музыке

Существует множество пьес, подражающих ритму движения прялок, жужжанию насекомых. Самая популярная инструментальная пьеса такого рода – «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (1844-1908) на сюжет А.С.Пушкина. Написанная в жанре виртуозного этюда, она великолепно использует изобразительные свойства музыки. В ней жужжание,  похожее на полет шмеля, передается специфическими композиционными приемами (сочинение создано для солирующей флейты и струнных).

К этому же ряду относится и знаменитый «Полет валькирий» Рихарда Вагнера (1813-1883), являющийся эпизодом его оперы «Валькирия». Эта музыка великолепно отражает дух древнегерманской и древнескандинавской мифологий, в которых  летающие по небу на крылатых конях свирепые  женщины-воительницы  вершат судьбы мира.

П. Чайковский так отзывался о данном фрагменте: «Полет валькирий» – это дикая картина бешеной воздушной кавалькады колоссальных фантастических амазонок передана Вагнером с поразительно реальною картинностью... Что за грандиозное, чудное полотно! Так и рисуешь себе этих диких исполинов, с громом и треском летающих по облакам на своих волшебных конях». Не случайно именно эта симфоническая зарисовка была выбрана гениальным кинорежиссером современности Фрэнсисом Копполой (р.1939) в качестве звукового сопровождения для сцены вертолётной атаки в фильме, посвященном войне во Вьетнаме («Апокалипсис сегодня»). Во многом благодаря музыке эта батальная сцена считается одной из самых выразительных, созданных за всю историю мирового кинематографа.

Наиболее ярким и самобытным композитором, остро предчувствующим наступление космической эры человечества, является Александр Скрябин (1871-1915). Показательно его литературное изложение содержания финала своей «Божественной симфонии»:  «Дух, освобожденный от всех уз, связывающих его с прошлым, исполненным покорности перед высшей силой. Дух, производящий вселенную одной лишь властью творческой воли и сознающий себя единым в этой вселенной, отдается возвышенной радости – «божественной игре».

Мысль о божественном смысле творчества и о преобразующей миссии художника-творца формирует философскую канву многих сочинений Скрябина. Для композитора естественно изображать процесс развития и становления Духа от состояния  замурованности в косную материю до полного освобождения и абсолютной самореализации. «Взлеты и падения на этом пути подчиняются соответствующей драматургической триаде: томление – полет-экстаз». Возможно, именно благодаря такой программе многие опусы, освещенные гипнотическим гением Скрябина, и делают его произведения одними из самых одухотворенных в истории музыки.

С темой полета в музыке связаны многочисленные балеты, в основу которых положен сюжет древнегреческого мифа об Икаре. К ним относятся одноименные балеты И. Маркевича, Ж. Шифера, а также нашего соотечественника Сергея Слонимского (р.1932). Инициатором постановки спектакля Слонимского «Икар» в Большом театре был легендарный балетмейстер Юрий Григорович (1971). Это был первый балет, созданный специально для Кремлёвского дворца съездов: технические возможности сцены давали возможность развернуть действие одновременно на разных уровнях.

Музыка балета С. Слонимского отличается ритмической остротой, широтой мелодического дыхания. Она строится по принципу контрастного сопоставления разноплановых музыкальных сцен. В ней также велика роль хоровых эпизодов, что сближает ее с жанром оратории.

Неизбывная мечта освободиться от оков земного притяжения веками вдохновляла художников всех времен и народов. Она нашла свое отображение и в произведениях профессиональных авторов, и в различных эпосах, и в предметах, созданных руками народных умельцев. Важно другое: до сего времени очень многими полет воспринимается как символ свободы человеческого духа, а потому не только волнует воображение, но и является желанным…

Материал подготовила Наталия Белага