Образы птиц в искусстве Печать
22.05.2013 08:43

Ранние изображения птиц, имеющие характер религиозного культа, относятся к верхнему  палеолиту. На мировом древе жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы мирового древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица. Среди них чаще всего встречаются орлы, лебеди, совы, а также разного рода мифические создания вроде вещей птицы Гамайюн, Жар-птицы, птицы счастья Симург и т. д.  Птичья тема широко представлена в символике и эмблематике.

«Бездна – это время со своими печалями и горестями. Птицы – это противоположность времени, это наша жажда света, звёзд, радуги и бессловесного ликования во славу жизни»

Оливье Мессиан

Остановимся на образе лебедя в искусстве, где чаще всего он предстает как романтический образ. При этом лебедь является противоречивым символом: в нем соединяются свет и смерть, преображение и меланхолия. Он также является носителем как мужского, так и женского начал, что особенно ярко нашло отражение в музыке, балете, литературе, архитектуре, а его красота и пластика – как в предметах роскоши, так и в поделках народного искусства.

Интересно проследить изображение лебедя в искусстве как носителя мужской силы и особой духовности. В первую очередь здесь можно вспомнить знаменитые сказки Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди», в которых злая волшебница превратила юных принцев в лебедей, или «Гадкий утенок», где маленький уродливый птенец, пройдя сквозь невзгоды и страдания, превращается в прекрасного лебедя. Среди поэтических сочинений в первую очередь вспоминаются знаменитые стихи выдающегося французского поэта-символиста
С. Малларме (1842-1898), посвященные лебедю (пер. Волошина):

Могучий, девственный,

в красе извивных линий,

Безумием крыла

ужель не разорвет

Он озеро мечты,

где скрыл узорный иней

Полетов скованных

прозрачно-синий лед.

Лебедями историки часто именуют выдающихся поэтов прошлого:  Вергилия – «мантуанским лебедем», М. Опица – «боберфельдским», а В. Жуковского – «царскосельским».

Культ этой гордой птицы известен со времен Древней Греции: там лебедь не только являлся символом верной любви и романтической смерти (он считался атрибутом Венеры  – в ее колесницу всегда была запряжена  пара лебедей), он был и символом Зевса. Громовержец, влюбившись в жену спартанского царя Тиндарея Леду, превратился в лебедя и в этом облике приплывал к своей возлюбленной.

Из поэтов, начиная с Овидия (43 до н.э.–17 н.э.), свидание Леды с Лебедем описал в одном из своих «непристойных» сонетов  П. Ронсар (1524-1585). Едва ли не самый известный англоязычный сонет XX века – «Леда и Лебедь» – принадлежит перу У. Йейтса (1865-1939). В стихотворении Йейтс задаётся вопросом: могла ли смертная возлюбленная Бога предвидеть последствия их мимолетного союза, а именно – рождение  прекрасной Елены и ее сестры Клитемнестры, чьи жизненные коллизии привели к Троянской войне.

Этот фривольный сюжет веками привлекал к себе не только поэтов, но и великих художников и скульпторов. Так, известна камея, относящаяся к I веку до нашей эры, на которой запечатлена интимная сцена Лебедя и Леды. Созданная неизвестным мастером из сардоникса, она в настоящее время находится в коллекции Эрмитажа.

Гениальный  Леонардо, так же, как и Микеланджело, писал полотна на этот сюжет. В Венеции к нему обращались Веронезе и Тинторетто, во Франции – Буше, Моро и Сезанн, в послевоенное время – Дали.

В опере

Лебедь был одним из героев оперы Р. Вагнера (1813-1883)  «Лоэнгрин». В основу ее сюжета  положены легенды широко распространенного в Европе мифа о Рыцаре Лебедя. На основе этих легенд Вагнер  создал самостоятельное произведение, центральный конфликт которого основан на «характерной для раннего Средневековья встрече христианского мировоззрения и сохранявшегося язычества». Премьера «Лоэнгрина» состоялась в августе 1850 г. в Придворном театре Веймара под управлением Ф. Листа (Вагнер в это время скрывался в Швейцарии).

В архитектуре

Страстным поклонником творчества Вагнера был баварский король Людвиг II. Вступив на престол, он предоставил в распоряжение композитора роскошную виллу, а  под впечатлением от его оперы «Лоэнгрин» построил замок Нойшванштайн – «Новый лебединый камень».

Этот замок был воздвигнут в 1869-1886 годах в стиле рыцарской крепости.  Архитектором и руководителем строительных работ был театральный художник Х. Янк. По воле монарха замок украшен лебедями: они  присутствуют повсюду – в виде ваз и настенной живописи, вышитые золотом на гардинах, высеченные на фасаде и вырезанные на деревянной обшивке.  Лебедь стал символом замка ещё и потому, что он был изображён на гербе рода графов Швангау, из которого происходил Людвиг II.

В скульптуре

Опера Лоэнгрин была поставлена в России в 1868-69 годах. В Большом театре постановка была возобновлена в 1902 году. В тот период одним из самых выдающихся исполнителей партии Лоэнгрина был всенародно любимый тенор Леонид Собинов (1872-1934). Скульптура лебедя на его могиле – творение великого советского скульптора Веры Мухиной (1889-1953), автора легендарного монумента «Рабочий и колхозница». Работала Мухина над надгробием Собинова в 1941 году. В тот период мастерская ваятельницы располагалась на окраине Москвы, и до нее уже долетали снаряды. Мухина боялась, что памятник погибнет, и поспешила установить свою работу на Новодевичьем кладбище. Возможно, поэтому на крыльях лебедя остались выемки от снаряда, разорвавшегося вблизи ее мастерской.

Помимо мужского варианта образа лебедя существует и его женская ипостась. Как правило, это фольклорный образ Девы-лебедя. В сказках, легендах и преданиях дева-лебедь – олицетворение  мудрости, волшебной силы, особой красоты и обольстительности.

Так, в сказке А. Пушкина о Царе Салтане образ царевны также становится символом красоты и мудрости. Ее образ нашел отражение в творчестве великих русских мастеров XIX века – композитора Н. Римского-Корсакова (1844-1908), создавшего на сюжет сказки Пушкина одноименную оперу (1900), и великого русского художника М. Врубеля (1856-1910), написавшего портрет своей супруги Надежды  Забела-Врубель, которая исполняла в ней  главную партию.

Врубель создает ее портрет в этой роли, однако это изображение несет в себе не только черты, присущие облику любимой художника, во многом оно является обобщающим образом героинь русских сказок.

В балете

В качестве символа женской нежности, красоты и изящества лебедь предстал в балете П. И. Чайковского (1840-1893) «Лебединое озеро». По одной из версий, Чайковский, вдохновленный видами замка Нойшванштайн, пишет «Лебединое» на сюжет одного из немецких преданий. По либретто Чайковского балет имеет трагическую развязку: поплатившись за увлечение Одиллией,  Зигфрид вместе с Одеттой погибают в водах Лебединого озера.

За время своего существования история прекрасной Одетты, превращённой в лебедя, неоднократно претерпевала изменения. «В годы тотального торжества социалистического реализма балет «Лебединое озеро» утратил свой трагический финал – таково было приказание свыше». Однако известный хореограф Ю. Григорович постарался избавить этот балет от всего, что исказило его за долгие годы существования, и не только восстановил трагический финал балета, он практически переделал всю постановку.

Существует еще одна редакция балета с трагическим финалом, и принадлежит она выдающемуся танцовщику современности
Р. Нуриеву (1938-1993). Несмотря на полное переосмысливание сюжета и придание ему фрейдистского оттенка, сам хореографический язык спектакля был сохранен.

Другое дело, когда этого балета коснулась рука крупнейшего шведского хореографа, одного из культовых фигур балетного авангарда конца ХХ века Матс Эка (в настоящее время он в Большом театре осуществляет новую постановку). Эк – соратник и сверстник Д. Ноймайера,  У. Форсайта, редко обращается в своих постановках к классическому танцу, и это несмотря на то, что все его ключевые спектакли поставлены на материале классического наследия балетного театра XIX века. Посягнув на «святая святых», он, в частности, предложил абсолютно невероятную версию «Лебединого озера» (1987). Российские СМИ писали об этой постановке: «Страшные фигуры, кто в пачках, кто в купальниках, все лысые (это парики), непонятно, кто они – мужчины или женщины, судорожно и уродливо кривляясь, носятся по сцене. Одни безобразные, грубые, антиэстетичные позы сменяются другими»… «На берегу лебеди   корявые и агрессивные существа, – объясняет Эк свое видение этого спектакля. – Они ходят, переваливаясь с лапы на лапу, норовят схватить вас клювом. Я просто показал двустороннюю сущность этих созданий».

Между тем существует еще одна, пожалуй, самая экзотическая версия «Лебединого», созданная китайским акробатическим балетом. Режиссер этой версии балета (2005) сказал, что по сложности и уровню искусства проект может соперничать лишь с подъемом на пик Джомолунгма. Возможно, именно поэтому средний возраст участников этого шоу – от четырнадцати до восемнадцати лет.

В 2006 году китайские мастера привезли акробатический балет «Лебединое озеро» в Россию. Здесь эта постановка произвела такой фурор, что его исполнители были удостоены премии Улановой.

«Лебедь» – один из номеров, включенных французским композитором К. Сен-Сансом (1835-1921) в инструментальную фантазию «Карнавал животных». Первые два исполнения этого сочинения состоялись в  кругу друзей композитора в 1886 году. На одном из них присутствовал Лист – в тот момент великий композитор и пианист приезжал в Париж.

В 1905 году знаменитый русский балетмейстер М. Фокин создал балетный номер на музыку «Лебедя» для гениальной русской балерины А. Павловой. В варианте Фокина-Павловой номер получил название «Умирающий лебедь». Красота этого шедевра балетного искусства и по сей день завораживает как танцовщиков, так и зрителей всего мира.

В других видах искусства

Множество мраморных и гипсовых садово-парковых скульптур, ваз и фигурок из фарфора, созданных 300 лет назад на Мануфактуре Мейсена, ювелирных изделий, клинков и ножей, украшенных затейливой гравировкой, деревянных сосудов и старинных прялок, расписанных под хохлому, полотенец, вышитых народными мастерицами, изделий из чугуна, сделанных каслинскими умельцами, связаны с изображением лебедей. Эти изделия исполнены вручную, поэтому каждый предмет сохраняет свою неповторимость. Таким образом, можно с уверенность сказать: лебедь и теперь, как и тысячелетия назад, привлекает художников самых разных направлений своей грацией, одухотворенностью и живописностью.

Материал подготовила Наталия Белага