Братья по крови, призванию и таланту Печать
06.12.2012 06:04

Светлой памяти писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких

В истории   существует  множество   различных   династий, передающих   свое  мастерство   из  поколения в поколение. Внутри   таких сообществ    зачастую на поверхность всплывают противоречия «отцов и детей». Не менее сложно развиваются в подобных кланах и отношения между братьями-современниками, посвятившими свою жизнь одному делу. В искусстве этот вопрос стоит особенно остро: здесь братья превращаются либо в творческих союзников, либо в соперников. Об этом и рассказывает предложенный  материал.

Архитекторы
Одна древнегреческая легенда повествует, будто выдающийся архитектор Агамед со своим братом Трофонием построили храм Аполлона в Дельфах (VII в до н.э.)  и сокровищницу царя Гирия в Беотии. В стену сокровищницы братья вставили камень, который легко можно было вынимать, а после снова водружать на место. По ночам строители крали богатства Гирия.  Однажды Агамед попался в капкан, поставленный царем. В итоге Трофоний, чтобы не быть уличенным, отрезал брату голову и унес ее с собой. За это он был поглощен землей, и на этом месте впоследствии возник оракул Трофония…
Гордостью российской архитектуры были Константин, Александр и Андрей Тоны – сыновья Санкт-Петербургского  обрусевшего немецкого ювелира Андрея Тона.  Константин Андреевич (1794-1881) разработал так называемый  русско-византийский стиль храмового зодчества, который получил широкое распространение в период правления Николая I. Среди наиболее известных построек Константина Тона – храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Он также курировал строительство храмов в Яранске, Томске, Красноярске и церкви в Любани близ Петербурга. Помимо этого, Константан Андреевич много лет возглавлял Императорскую академию художеств.
Братья Константина Андреевича также внесли значительный вклад в развитие русской архитектуры. Так Александр Андреевич (1790-1858) — архитектор, график, литограф, статский советник, профессор Императорской академии художеств за заслуги перед отечеством был награждён императором Николаем I бриллиантовым перстнем, а их младший брат Андрей Андреевич (1800-1858) – академик, профессор, мастер классицизма и главный архитектор Харькова — табакеркой, украшенной бриллиантами.
Живописцы
У   величайшего   нидерландского  художника  эпохи  Возрождения Питера Брейгеля-старшего (1525-1569),    прозванного Мужицким,    было    два   сына   и  оба – выдающиеся художники. Питер Брейгель-младший (1564-1637) начинал творчество с копирования произведений отца, но впоследствии выработал собственную манеру письма. В юности Питер Брейгель-увлекался сюжетами Страшного суда, за что получил прозвище Адский.  Зачастую он создавал картины, выглядящие как копии работ отца, что не помешало ему приобрести не меньшую популярность. Однако проработка деталей его картин была достаточно оригинальна, а потому стала образцом для подражания.
Его брат Ян Брейгель (1568–1625) по прозвищу Бархатный знаменит множеством замечательных пейзажей с небольшими, оживляющими картины фигурками людей. Ему принадлежат великолепные изображения цветочных композиций и большое количество картин на мифологические сюжеты. Одно из таких полотен Брейгелю помогал писать Рубенс, который считал художника своим старшим братом и наставником.
Задачу обновления живописи своего времени взяли на себя художники болонской школы братья Аннибале (1560–1609) и Агостино (1557-1602), а также их кузен Лодовико (1555-1619) Карраччи. В своей борьбе с маньеризмом, царившим в тот период в итальянской живописи, братья Карраччи пытались использовать наследие эпохи Возрождения, которое  воспринимали как идеал. Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 году Академию направленных на путь истинный, явившуюся прообразом позднейших художественных академий. Это была художественная школа, где преподавалась перспектива, архитектура, анатомия, история, мифология, рисование с античных слепков, а также практика живописи.
Карраччи расписали фресками палаццо болонской знати, ряд дворцов Болоньи и Рима. Эти фрески принесли им мировую славу и послужили примером для декоративных ансамблей XVII–XVIII столетий. Между  тем, к лучшим произведениям Карраччи принадлежат их пейзажные работы. Карраччи и их ученики создали на основе традиций венецианского пейзажа XVI века тип так называемого классического, или героического пейзажа. Позднее он нашел свое развитие у мастеров классицизма, в частности, у Пуссена.
Музыканты
Большинство сыновей великого мастера немецкого музыкального барокко Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) было композиторами, органистами и клавесинистами. Наиболее близок к отцу по характеру творчества был Вильгельм  Фридеман – так называемый «халльский» Бах (1710-1784). В своих клавирных и камерных произведениях он подготовил новый выразительный стиль, развитый его братом К. Ф. Э. Бахом. Многие  годы Вильгельм  Фридеман работал при церквах в Дрездене и Хале. Он автор кантат, симфоний, концертов, камерных, органных и клавирных произведений. Иоганн Кристиан, так называемый «миланский» или «лондонский» Бах (1735-1782), много лет он жил и работал в Милане, а затем в Лондоне. Он представитель галантного, изящного стиля, пользовался мировой славой как автор опер, симфоний и произведений для фортепьяно. Иоганн Кристоф Фридрих, так называемый «бюккебургский» Бах (1732-1795), работал в придворной капелле в Бюккебурге. Он автор ораторий, кантат, камерно-инструментальных произведений. Карл Филипп Эммануэль, так называемый «берлинский» или «гамбургский» Бах (1714-1788),  многие годы  работал в Берлине и в Гамбурге. При жизни он пользовался славой крупнейшего немецкого композитора. Творчество Карла Филиппа  родственно литературному течению "Буря и натиск" с его приподнятой экспрессией и свободой выражения. Среди многочисленных произведений композитора наибольшее значение имеют его сонаты для клавира – новый для XYIII в. жанр, в развитии которого Карл Филипп сыграл выдающуюся роль. Он также автор известного методического труда "Опыт правильного способа игры на клавире".
Выдающимися российскими музыкантами, пианистами-интерпретаторами и музыкальными деятелями были братья Антон (1829–1894) и Николай (1835–1881) Рубинштейны. Антон Рубинштейн приобрел известность еще и как композитор: его перу принадлежит множество произведений для фортепиано и опера «Демон». В 1859 году в Петербурге Антон Рубинштейн создал новую концертную организацию «Русское музыкальное общество». Оно проводило циклы симфонических концертов на лучшее исполнение сочинений русских композиторов и добилось создания консерватории, открывшейся в октябре 1862. Среди ее первых выпускников (1865) – великий русский композитор П. И. Чайковский.
Венцом просветительской деятельности Антона Рубинштейна были его знаменитые «Исторические концерты», проведенные в сезоне 1885-1886 года. Помимо  просветительской деятельности, Антону Рубинштейну принадлежит заслуга создания первого в истории музыки международного конкурса пианистов и композиторов (1890).
Инициатива организации консерватории в Москве принадлежит Николаю Рубинштейну – он ее первый директор и профессор по классу фортепиано.  У Н. Рубинштейна было много выдающихся учеников, среди которых выделяются С. Танеев, Э. Зауэр, а также А. Зилоти, у которого впоследствии занимался юный С. Рахманинов. Московской консерватории и московскому отделению Русского музыкального общества – Н. Рубинштейн посвятил всю свою жизнь. Благодаря его административному таланту и энергии Московская консерватория стала одним из крупнейших центров европейского музыкального образования.
Литераторы
Братья Якоб (1785–1863) и Вильгельм (1786–1859) Гримм были выдающимися немецкими учеными: им принадлежат труды по истории языка и культуры древних германцев. Они много занимались изучением старинных памятников немецкой литературы, внимательно собирали и записывали сказки, сохранившиеся в памяти народа. Наиболее широкую известность приобрели «Детские и семейные сказки», опубликованные братьями Гримм в 1812 г. Общеизвестно, что борьба добра и зла – основное содержание большинства народных сказок, однако показательно, что в изложении братьев Гримм она неизбежно завершались победой справедливости.
Величайшие немецкие писатели XX века Томас (1875-1955) и Генрих (1871-1950) Манн посвятили себя литературе уже в юном возрасте. Первые шаги на этом поприще братья совершили в полном согласии. Однако вскоре их пути разошлись: к взаимному охлаждению привели различия в представлениях о том, чем  должен заниматься писатель.
Так, ранние романы и рассказы Томаса раскрывают его увлеченность вопросом взаимоотношения современной жизни и нового чувственного искусства. В отличие от брата, Генрих – автор социально-обличительных повестей и романов, бичующих капиталистические порядки.
Прошли десятилетия, прежде чем Генрих и Томас сблизились – их объединила общая гуманистическая позиция и ненависть к фашизму – в тридцатые годы они стали духовными вождями антифашистской эмиграции.  К слову, в 1936 году писателей в официальном порядке лишили германского гражданства, а в том же году на заседании сената академии наук в Бонне с Т. Манна сняли звание почетного доктора и члена академии, несмотря на то, что он был лауреатом Нобелевской премии по литературе за 1929 год.
В мае 1955 года, через пять лет после смерти Генриха и за три месяца до собственной кончины, Томас Манн, увидав в Веймаре на шиллеровских торжествах свои книги, лежащие рядом с книгами брата, сказал: «Это прекрасно, это правильно. Наконец-то все видят: мы связаны друг с другом».

Подготовила Наталия БЕЛАГА