Прометей Печать
16.03.2011 11:41

Довольно часто в городах можно увидеть красочную рекламу, на которой сверкает имя «Прометей». Это название имеют не только всевозможные кинотеатры, клубы и общества, но и цирковые коллективы, выступающие с огненными шоу.

 

Насколько они соответствуют имиджу персонажа, чье имя столь активно эксплуатируют, можно судить только обратившись к первоисточникам, а именно к древнегреческим мифам.

 

Суть в том, что по своему происхождению Прометей (его имя в переводе с греческого значит «предвидящий») на века древнее всех ныне известных олимпийских богов. По легендам, именно ему приписывается сотворение первых людей на земле – он их сделал из почвы и воды. Впоследствии его двоюродный брат Зевс захватил власть над миром и, оттеснив своего древнего родственника на задний план, уничтожил созданное им человечество во время всемирного потопа. В тот момент погибли все, кроме сына Прометея Девкалиона и его супруги. Они то и возродили род людской. И тогда, дабы Зевс снова не уничтожил человечество из-за его никчемности, Прометей выкрал для него божественный огонь, который помог людям построить жилища, развить ремесла, заняться искусством. Сделал это Прометей вопреки воле Зевса, за что и был жестоко наказан – прикован к скале, где дикий орел ежедневно выклевывал ему печень, которая за ночь отрастала вновь...

Между тем в некоторых мифах изредка проскальзывало, будто эта кошмарная ситуация была следствием не только его воровства – здесь были замешаны и сердечные дела: их связывали то с дочерью Зевса девственной Афиной, в которую якобы влюбился Прометей, то с женой Властителя мира Герой, которой , Прометей приходился внебрачным ребенком. В любом случае, гнев Зевса имел под собой не только идеологический подтекст.

Ко всему страдания Прометея были обусловлены еще одной причиной – он был провидцем, а потому знал, что существует вполне реальная возможность, при которой Зевс может потерять власть. Подробности этой ситуации Прометей хранил в строжайшей тайне, однако, о том, что Зевс не всевечный бог, а лишь жалкий временщик сообщал первому встречному! Последствия такого поведения вполне логичны – Правитель мира  сослал неудобного родственничка на край Вселенной, придумав ему одну из самых изощренных прыток.

Из легенд – в музыку

Естественно, что столь легендарный страдалец и гуманист, как Прометей, веками волновал воображение творческой элиты человечества. Одним из первых по этому поводу высказался древнегреческий поэт Эсхил в трагедии, написанной за пятьсот лет до Рождества Христова. Слова, вложенные автором в уста Прометея, обращенные к служителю Зевса, до сего времени являются лозунгом всех, кто борется с тиранией:

«Так знай же, ты, менять мои страдания

Я на твое не стану пресмыкательство...

Скажу открыто: ненавижу всех богов!»

 

Народная фантазия отнесла Прометея к числу титанов, наделенных необычайной силой и эмоциональностью. Именно поэтому в музыке его изображение стало возможным только с того момента, как она стала зеркалом человеческих страстей. Случилось это на рубеже XIX века – именно тогда музыканты – титаны духа, непримиримые борцы за свободу человечества и за право на собственную индивидуальность обрели выразительные средства для адекватного выражения своих чувств. Имя одного из тех, кто первым посмел прикоснуться к огню Прометея, известно всем – это Людвиг ван Бетховен.

Между тем, образ древнегреческого титана поначалу привлек Бетховена не героическими, а лирическими чертами: его балет «Творения Прометея» был посвящен сотворенным из глины фигурам мужчины и женщины, в грудь которых Прометей поместил огонь любви, похищенный на Олимпе. Заключительный раздел этого действа автор музыки построил на теме своей песни «Свободный человек». Постановка «Творения» не принесла композитору ни денег, ни популярности – критики объявили его музыку слишком серьезной для балета. В результате Бетховен, переосмыслив эту тему, положил ее в основу цикла фортепианный вариаций, а годом позже поместил в финал одной из своих самых ярких симфоний – «Героической».

Общеизвестно, что Бетховен поначалу решил посвятить ее Наполеону Бонапарту, так как посчитал того символом свободолюбия своей эпохи. Однако, узнав о том, что первый консул французской республики совершил государственный переворот и объявил себя императором, композитор уничтожил свое посвящение. Один из учеников Бетховена вспоминал высказывания своего учителя о произошедшем: «маэстро пришел в неописуемую ярость и воскликнул: «Этот – тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие правила, следовать только своему честолюбию и сделается тираном!»

Прометей в плаще романтического героя

Прошло почти полвека прежде, чем «прометеева искра» вновь покорила сердце великого музыканта. На этот раз им оказался Ференц Лист. Его симфоническая поэма «Раскованный Прометей» возникла как увертюра к драме известного немецкого поэта-гуманиста Иоганна Готфрида Гердера. Прослеживается общехудожественная связь этого произведения с одной из самых популярных фортепианных пьес Листа – «Погребальным шествием», созданным как музыкальный памятник трагически погибшим героям революции, произошедшей в его родной Венгрии. Наконец, ровесником «Прометея» является симфоническая поэма того же автора «Плач о героях». На облике всех этих произведений стоит печать трагического разочарования художника-романтика, и связана она в первую очередь с поражением революции, прокатившейся по странам центральной Европы в 1848-49 годах. В предисловии к «Прометею», Лист написал: «Несчастье и слава! Горе, побеждаемое упорством горделивой энергии, – вот что является содержанием данного музыкального произведения».

Огонь Прометея освещает новый век

В XX веке огонь Прометея больше всего опалил художников Франции и России.

Во Франции на рубеже столетия, а именно в 1900 году в южном городке Безье, на арене, сохранившейся со времен древнего Рима, под открытым небом была исполнена трагедия Эсхила «Прометей». Музыку к ней написал один из последних выдающихся композиторов романтического направления Габриэль Форе. Яркий и своеобразный музыкант, известный органист, дирижер и педагог, он вошел в историю и как воспитатель плеяды гениальных мастеров с мировыми именами, среди которых Морис Равель и Джорж Энеску. Круг образов творчества Форе не отличался широтой: его привлекала сдержанная лирика, мечтательность, выражающая его внутреннее «я». Даже в Реквиеме, где композитор поднимается до высот подлинного драматизма, он заменяет необходимый в данном виде сочинений трагический финал – Dies Irae (День гнева), на номер, проникнутый покоем и умиротворением. Постановка «Прометея» в Безье также не явилась исключением – она привлекла Форе только потому, что по воле режиссера заканчивалась достаточно оптимистично, а именно славой «величественным богам, пославшим нам через века свою улыбку».

Среди последующих сочинений, связанных с образом Прометея во французском искусстве, стоит отметить музыку выдающегося композитора современности А. Онеггера к трагедии А. Боннара, написанную по Эсхилу, и балет на музыку Ована, поставленный прославленной труппой Мориса Бежара.

Российские зрители знакомы с искусством Бежара. Этот мастер хореографии зарекомендовал себя как сложная и противоречивая фигура – нередко его балеты полны зашифрованных намеков, а постановки насыщенны эротикой и фрейдистской символикой. Между тем, его попытки обновить язык танца имеют огромное значение – разнообразное использование пластических возможностей тела, позволили ему привнести новые элементы драматической игры в поставленные им спектакли.

Прометей в России

На русской почве образ легендарного огненосца ожил в 1905 году в стихах одного из крупнейших поэтов того времени Валерия Брюсова. Вскоре после этого известнейший русский музыкант Сергей Танеев написал хоровое произведение «Прометей» на слова Я. Полонского, а спустя два года на свет родился самый невероятный Прометей, из всех созданных доныне – это детище принадлежало перу Александра Скрябина.

В его симфоническом полотне «Прометей», или как ее еще называют – «Поэма огня», имя античного героя символизирует «активную энергию вселенной, творческий принцип, огонь, свет, жизнь, борьбу, усилие, мысль». Исходный момент ее сюжета -дремлющий хаос, в котором зарождается жизнь чувства. Скрябин считал, что в «Поэме огня» он приступил к осуществлению своей земной миссии – создать такое творение, которое своей гипнотической силой заставит людей, познав высшую цель своего существования, преобразить и себя, и окружающий мир: именно этими грандиозными замыслами было обусловлено и привлечение композитором к исполнению «Поэмы огня» не только оркестра с полным составом медных и ударных инструментов, но также хора с органом. К тому же, исходя из замысла, он впервые в истории музыки вводит в партитуру и строку (Luce) с указаниями, относящимися к световой клавиатуре (здесь Скрябин выступает как родоначальник такого направления в искусстве, как светомузыка).

Вообще-то, Скрябин планировал провести особое действо под названием «Мистерия» в легендарной Индии: там, в куполообразном храме, очертания которого отражаются в зеркальной глади озера, собираются народы мира. Ароматы, шествия, звуки, краски – все приближает их к восприятию космогонической истории «божественного» и «материального», достигая, в конце концов, воссоединения «мира» и «духа». В том же ключе Скрябин воспринимал и свою симфоническую поэм) «Прометей»: именно этими грандиозными.

Для скрябинского «Прометея» характерно необычайное по своей импульсивности звучание оркестра, которое временами напоминает «то снопы радужных искр, то грозные обвалы, то нежные стоны». Между тем, результат творческих усилий композитора далек от намеченной цели: при всей грандиозности замысла, эта симфоническая поэма/ воспринимается не как синтетическое действо, способное вдохновить массы на единение, а как чрезвычайно утонченное, прихотливое и талантливое сочинение эпохи, прошедшее под знаком экспрессионизма.

Идет время, и в последнее десятилетия во многих видах искусства продолжают возникать различные «Прометеи», правда их имена не всегда идентичны герою! древнегреческого мифа. Неустрашимые тираноборцы, веками жившие в легендах! различных народов, и по сей день самые востребованные персонажи в произведениях,', написанных для театра и кино, их по-прежнему воспевают в музыке и поэзии. А посему ' можно считать, что Прометей – фигура символическая, она будет волновать человечество до тех пор, пока в мире будет существовать социальная несправедливость, а значит ощущаться потребность в жертвенном гуманизме, героизме, бесстрашии и стойкости.

Наталия Белага

 

Читайте ещё:

Связь музыки с другими видами искусства

Образ зимы в инструментальной музыке

Балет или цирк? А может, их симбиоз?

Саламандра

Комическое в киномузыке

Король инструментов

Музыка игрового кино

Опера в кино

Киномузыка и «Великий немой»

Что вы знаете о докторе Фаусте?

Орфей

Нет повести печальнее на свете…

Прометей

Дон-Жуан – имя нарицательное

Поцелуй Саломеи

Пейзаж в инструментальной музыке

Непреклонная дама непреклонного возраста