Литургия преждеосвященных даров Печать
31.03.2011 08:58

В своем Богослужебном уставе наша Святая Церковь отмечает особенно дни Великого поста: уменьшается торжественность богослужения, поются покаянные молитвословия, читается «постовая» молитва Ефрема Сирина, служится Литургия преждеосвященных даров.

Особенность Литургии преждеосвященных даров в том, что люди причащаются Дарами, которые были освящены прежде, в воскресной литургии. Самого претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову не происходит, чтобы радость и торжество не нарушали общего покаянного настроения Великого поста.

Литургия преждеосвященных даров совершается в среду, пятницу и праздники Великого поста, а в субботу, воскресенье и на Благовещение – обычная литургия в связи с послаблением поста в эти дни. Литургия преждеосвященных даров предваряется чтением 3, 6, 9 часов и изобразительных, а часть литургии оглашенных занимает вечерня. Также не совершается проскомидия, то есть приготовление хлеба и вина для Таинства, и не поются некоторые песнопения, заключающие в себе его смысл.

 

В первую пятницу Великого поста после Литургии преждеосвященных даров читается канон св. Феодору Тирону, с именем которого связана удивительная история, произошедшая в IV веке в Константинополе, во время правления императора Юлиана, прозванного Отступником за приверженность к языческим верованиям. Желая насмеяться над христианами и заставить их съесть оскверненную пищу, накануне Великого поста император приказал окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Христиане не знали об этом и пострадали бы от злодеяния, если бы не заступничество св. Феодора, который в день своей памяти явился архиепископу Евдоксию, предупредил его о коварстве императора и повелел есть в дни поста особое кушанье под названием «коливо», которое приготовляется из вареной пшеницы или риса с медом, а запасы этих продуктов Юлиан Отступник не успел осквернить.

В воспоминание чудесного заступничества святого Феодора в пятницу после литургии и прочтения канона освящается коливо, а затем раздается верующим.

Сие Богослужение отличается особой молитвенностью песнопений и многочисленными коленопреклонениями. В начале Великопостной литургии, на Вечерне после Великой Ектении «Миром Господу помолимся» при чтении последних псалмов 18-й кафизмы все молящиеся встают на колени, потому что в это время в алтаре священник переносит Святые Дары – Тело Христово – с Престола на жертвенник. Несколько позднее, при возгласе диакона или священника «Повелите», полагается не только коленопреклонение, но и склонение главы своей до земли. В этот момент священнослужитель, обращаясь к народу, восклицает: «Свет Христов просвещает всех». Известно, что святые при явлении им Божественного Света падали ниц, будучи не в силах видеть Славу Господа, вот почему и мы повергаемся на землю при этих словах.

Вскоре звучат слова древнего великопостного прокимна «Да исправится молитва моя…», исполняемые певчими пред открытыми Царскими Вратами особым распевом. В этот момент все молящиеся совершают коленопреклонение. Заканчивается духовная песнь великопостной молитвой преподобного Ефрема Сирина.

Важным моментом всей Великопостной литургии является Великий вход – перенос Святых Даров с жертвенника на Престол. Мы оказываемся свидетелями переноса на Престол не просто Даров, а Самого Тела Христова, так как сии Дары уже были освящены. Поэтому с особой молитвенностью звучат слова: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы…», во время которых все преклоняют колени. При выходе священнослужителей из алтаря со Святыми Дарами пение обрывается, певчие также совершают коленопреклонение, и при полной тишине Господь, в Тайнах сущий, невидимо проносится пред нами. И лишь при внесении Святых Даров в алтарь пение вновь возобновляется.

Чтобы лучше понять и прочувствовать  суть Великого поста, конечно, нужно побывать хотя бы на одной Преждеосвященной литургии. Это одна из самых прекрасных и умилительных служб Церкви. Но, вместе с тем, она является и неким настойчивым призывом к частому Причащению Св. Христовых Таин. Нельзя жить жизнью во Христе, если верующий не обновляет постоянно свою связь с источником жизни, причащаясь Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Ибо Христос есть, по словам ап. Павла, «жизнь наша».

Иерей Роман Волощенко