Церковное пение Печать
31.03.2011 08:01

В 988 г. Русь приняла христианство, и св. князь Владимир, женившись на византийской царевне Анне, привез с собой из Херсонеса в Киев, кроме духовенства, «Царский хор» и певцов-доместиков – учителей богослужебного пения.

Вместе с песнопениями из греческой церкви пришла на Русь и безлинейная, крюковая (иначе – знаменная) нотопись. В знаменной записи каждая интонация, мотив обозначались особым знаком (крюком). Знаки не указывали точную высоту, длительность звука, а лишь ориентировали на повышение или понижение голоса. Знаменный распев Русской православной церкви – старейшая и исконнейшая форма богослужебного пения. Но так как знаменная нотопись не указывала точную высоту и длительность звука, это способствовало распространению на Руси явления многораспевности.

В XVI веке сформировалась главная певческая книга русской церкви «Обиход». Ее основу составляют песнопения церковных служб: всенощной и литургии. Тогда же во многих городах были организованы так называемые домашние частные школы для детей, где обучали не только грамоте, но и церковному пению. При Иване Грозном была учреждена Высшая школа певческого искусства, а при церковном дворе был организован хор, называвшийся впоследствии хором Московского патриархата.

В Новгороде в середине XVI века существовала своя школа пения, во главе которой стояли видные и признанные мастера: Маркелл Безбородый, Савва и Василий Роговы, Феодор Крестьянин и др.

Начало гармонического или партесного пения на Руси относится к XVII веку. В Москве партесное пение получило широкое распространение при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче. Активная поддержка партеса «сверху» и его решительное осуждение лидерами раскола, призывавшими держать одноголосие, привели к тому, что многоголосие западного типа скоро стало господствующим, а древние распевы не только забывались, но к ним появилось предубежденное отношение, как к характерному признаку старообрядчества.

Партесные сочинения отличались кудреватостью мелодий, широтой голосоведения и значительным затемнением смысла текста. Со второй четверти XVIII века с наплывом иностранцев-музыкантов партес постепенно выходит из употребления.

При Екатерине II придворным капельмейстером был Вальтасар Галуппи, автор известных комических опер. Он первый стал писать духовные концерты на славянский текст в итальянском стиле.

Очень скоро в русле итальянского стиля появляются и отечественные композиторы, определившие развитие церковной музыки до второй четверти XIX в.: Березовский, Ведель, Давыдов, Дегтярев (Дехтерев) и Бортнянский. От иностранных учителей всех их отличает, естественно, более внимательное отношение к тексту.

К началу XX века в русской духовной музыке сложилось новое направление,  называемое школой Синодального училища церковного пения.

События 1917 года насильственно прервали развитие русского церковного пения, но за рубежом продолжали сочинять церковные композиции А.Т. Гречанинов и Н.Н. Черепнин; среди регентов выделились Сергей  Жаров, Николай Афонский, Петр Спасский и др.

С конца 1980-х годов началось возрождение церковно-певческого искусства в России.

Екатерина Алексеева