Пост - время очищения от страстей Печать
29.11.2018 00:00

С 28 ноября по 6 января продолжается Рождественский пост. Он длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа 28 ноября, то его еще называют Филипповым. Все знают, что в пост нельзя есть яйца, мясные и молочные продукты, рыбу, знают также, что Рождественский пост помягче Великого и в определенные дни мирянам можно употреблять рыбу. Как трудно держать гастрономический пост, тоже многим известно из опыта. Почему же так важен пост вообще и Рождественский в частности? На этот вопрос «Православной Встрече» отвечает благочинный Дубненско-Талдомского церковного округа протоиерей Павел Мурзич.

 

– Наступил Рождественский пост, приближается Рождество Христово. При подготовке к любому важному событию в своей жизни человек подходит ко всему внимательно: старается привести в порядок свое тело, гардероб, продумывает, с кем будет встречаться, какие беседы будет вести. Это мирское делание, мирская подготовка к важным делам и встречам.

Если мы говорим о Рождестве Христовом, то это очень важный период в жизни каждого человека, в который надо постараться подготовить себя к достойной встрече Богомладенца Христа Спасителя. Это не какая-то добрая сказка, как это событие воспринимается порой детьми с неразумной подачи взрослых. Помимо того, что это событие историческое, оно и судьбоносное – Бог принял человеческую плоть и пришел в наш мир младенцем для возрастания. Пришел для явного указания на то, что не плотские желания руководят жизнью человека, а его дух животворит плоть, и жизнь можно прожить без греха. Господь, приняв на себя всё человеческое естество, кроме греха, пришел избавить нас от проклятия и смерти. От того проклятия, которое человек сам на себя наложил, удалившись от прямого Богообщения.

Приближаясь к Рождеству Христову, мы как раз и проходим подготовку к возобновлению Богообщения, к возвращению себя Богу. А что для этого надо? Для этого надо прежде всего обуздать своё «хочу», обуздать свои привычки. Сверить, насколько эти привычки соотносятся с материальным или с духовным.

Пост – это период воздержания. И самое простое, что могла предложить человеку Церковь – как не просто некий социальный институт, а как учрежденное Богом общество верующих в Него для участия в Таинствах, которые установил Сам Господь, – это путь воздержания. От чего воздержание? Воздержание от своего желудка, от вкусовых рецепторов. Представим, что пост заключался бы в сорокадневном периоде воздержания от осуждения, Церковь приняла бы указ никого не осуждать. Никто бы не выдержал. Или указ – никому не раздражаться. Никто бы не выдержал. Мы бы все падали и разбивались в кровь. И церковь нам предлагает: обуздай свою похоть, обуздай свой желудок, обуздай свой язык. Попробуй жить не по тем правилам, что ты установил, а по правилам, предлагаемым обществом, в которое ты добровольно вошел через купель крещения.

А у нас получается так: я верующий, но верю в душе, я крещеный, меня крестили в детстве, но никаких правил я не то, что не соблюдаю, я их и не знаю. И использую свой разум не для обличения своих недостатков, а для логического оправдания своих поступков, которые идут порой вразрез с предлагаемыми церковным обществом правилами, правилами для достойного очищения себя от страстей. Потому что начинается все с постного стола, а заканчивается тем, что человек начинает видеть в себе несовершенство своей человеческой природы, каяться в грехах, пытается с Божьей помощью побороть грех. Начинается же всё с простого: я откажусь от котлетки, от сметанки.

Правда, иногда с улыбкой выслушиваешь: мне сметанки очень хочется, мне сметанку доктор прописал, мне нужен кальций. Что на это ответить? Ну, ешь таблетки! Ты же понимаешь, чтобы поднять себе кальций с помощью творога, надо съесть его вагон. Просто человек ищет уловки там и сям и продолжает жить так, как он хочет.

Цель поста – отсечение своей воли в самом простом – в еде. Чтобы в нас родилось смирение. Без смирения спастись нельзя.