Рождество Христово - душеполезная тема Печать
26.01.2017 08:53

Активно, в деловой обстановке прошел 13 января в Новой школе «Юна»  межрегиональный семинар «Актуальные вопросы преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ).  Проблемы, решения, перспективы». Учителя  курса  ОРКСЭ  из  всех школ нашего наукограда,  а  также из Талдома, Конаково, Кимр посетили урок  ОРКСЭ  в  4-м классе учителя  литературы и  МХК Н. Л. Ивановой, побывали  на  школьном  празднике «Рождественские святки»,  заслушали и обсудили  доклад  Н. Л. Ивановой  «Формирование духовных и нравственных ценностей школьников (из опыта работы Новая школа  «Юна»).

Открытый  урок «Христианские праздники. Рождество Христово и Святки (модульный вариант программы: «Моя Родина – Россия», «Основы религиозных культур и светской этики»)  познакомил  школьников  и  гостей с  одной из важнейших страниц отечественной культуры.

Понять значение Рождества и традиции его празднования в России помогли стихи русских поэтов А. А. Фета и Б. Л. Пастернака, духовная проза И.С. Шмелева, старинные песнопения, фольклорные колядки, икона Рождества, глава из Евангелия от Луки (ее читали дети), богословские словари.

С интересом ребята слушали рассказ священника  храма Рождества Иоанна Предтечи, настоятеля храма Иконы Божией Матери Игумения Горы Афонской  Виктора Гавриша о том, кто такие волхвы и что значат их дары, сами вдохновенно рассказывали предание о первой рождественской елке.

Урок и праздник имели яркий, органично исполненный  видеоряд, выставку  духовной литературы и декоративно-прикладного  искусства. Возникло (об этом говорили участники семинара) «особенное, тихое и светлое настроение хрустального Рождества Христова».

Письменные ответы детей на вопросы, их выводы удивили педагогов:

Что нового я узнал (а) на уроке? – «Почему у нас на Рождество ставят елку», «Кто такие волхвы», «Что елка за скромность стоит и красуется».

Я почувствовал (а)… – «Волнение», «Вдохновение», «Доброту», «Дух Рождества», «Полную свободу в душе», «Счастье», «Почувствовала себя защищенной Богом!»

Я понял (а)… – «Что не надо себя ставить выше других», «Что надо дарить добро».

Мне захотелось… – «Больше говорить о святых», «Попасть в Вифлеем!»

В «Юне» гостям было интересно все: комфортное пространство школы, уютные классы, атмосфера интеллигентного дома и, конечно, содержание семинара. Об этом  они с энтузиазмом говорили в ходе обсуждения открытого урока, праздника «Рождественские  святки» и когда делились мнениями о проблемах преподавания комплексного курса  ОРКСЭ.  Отмечали наглядность и красочность подачи материала в «Юне», умелое и своевременное применение на уроке «Христианские праздники. Рождество Христово.» интерактивных технологий, в том числе метода Фишбоун (многие взяли его для применения на своих уроках), письменной рефлексии и т. д. Понравилось то, как учитель деликатно  и четко ведет «логическую ниточку урока»: от  эмоционального восприятия к богословскому истолкованию и далее  к празднику Святки – традиции национальной культуры. Речь также шла о том, что современные дети знают, кто такой Стив Джобс, а кто такие Давид и Голиаф, Поленов и Врубель – нет. А ведь 70% картин и скульптур мировых художественных галерей и музеев – это сюжеты на библейские и евангельские темы.

Звучали мнения о том, что одного урока ОРКСЭ в 4-м классе мало. Нужна  «линия» занятий от 2-го и далее к 9 классу. Нужны такие семинары, общение опытных педагогов с начинающими, новые пособия – хрестоматии с текстами, тестами, справочными материалами.

Заряженные  благодатью светлого праздника  Рождества Христова, участники семинара выражали искреннюю благодарность его организаторам – «Новой школе «Юна», городскому управлению народного образования и Центру развития образования нашего города.

Яна Леонидова