Субботник у разрушенного храма в Николо-Кропотках |
26.11.2015 07:55 |
В конце октября добровольцы из числа местных жителей, активистов «Молодой гвардии», представители Госадмтехнадзора и администраций Ермолинского сельского поселения и Талдомского района организовали и провели субботник, приведя в порядок территорию вокруг разрушенного храма в честь Казанской иконы Божией Матери, что находится в селе Николо-Кропотки в Талдомском районе.
Перед началом субботника благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерей Владислав Бобиков и настоятель храма священник Владимир Федоров отслужили краткий молебен на всякое доброе дело. Сразу после общей молитвы добровольцы активно принялись за работу: спилили деревья и кустарники, вросшие в стены и фундамент разрушенного храма, скосили траву, собрали старую листву и мусор, которых набралось около 25-ти кубометров. Подобные мероприятия в наше время проходят по всей Московской области в рамках губернаторской программы «Чистое Подмосковье». Вместе с тем инициаторами наведения порядка вокруг заброшенных и разрушенных храмов выступил общественный совет Госадмтехнадзора. Напомним, что этот храм вошел в число восьми храмов Талдомского района, которые будут восстанавливать при помощи Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. Казанский храм в селе Николо-Кропотки имеет богатую историю. Кирпичная церковь в псевдорусском стиле построена в 1863 г. Закрыта в 30-е годы прошлого века. Находится в руинах. В Дмитровской писцовой книге на время 1628-1629 годов записано: «За стряпчим сытного двора Афанасием да за братом его Дмитрием Васильевыми детьми Собакина отца с.Дмитровское и в нем церковь Николы Чудотворца древяна клецки вверх». В 7162 (1654) году Дмитрий Собакин продал село племяннику Федору, который в 7195 (1687) году продал вотчину Федору Андреевичу Апраксину. В 1760 году село продано графом Петром Федоровичем Апраксиным Якову Герасимовичу Баранову. В клировой ведомости за 1789 год указаны уже две церкви: Никольская 1670 года постройки и Казанской иконы Божией Матери 1789 года. Однако в межевом описании за 1855 год указана только одна деревянная церковь и прихожан 473 человека. Помещиками в это время были Барановы, капитан и подпоручик, оба – Яковы Васильевичи. В селе было два деревянных господских дома. В конце XIX века деревянная церковь сгорела и на ее месте поставили каменную. Старожилы говорили, что эта церковь была поставлена на крестьянские деньги и поводом для ее постройки послужила отмена крепостного права. В настоящее время существуют только руины храма, который был построен в 1863 году. Главный престол был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, боковые приделы – во имя святителя Николая и в честь Обретения Главы Иоанна Предтечи. Во время субботника местные жители рассказали, что в доме напротив храма живет человек, который был очевидцем разрушения здания церкви в 50-е годы прошлого века. Корнеев Николай Петрович рассказал, как его отец, Корнеев Петр Михайлович, кавалер трех Орденов Славы, придя после Великой Отечественной войны в 1947 году, сначала служил некоторое время в секретариате у Сталина, потом вернулся в родное село. Храм начали ломать примерно в 1953-1954 годах. «Натянули веревку в проулок к соседям, накинув ее на крест. Были здесь Катанин, Савенков, председатель сельсовета и другие – всего человек шесть. Отец рвался туда, мать его еле сдерживала, я помню это, хотя был еще маленьким, – рассказывал Николай Петрович. – Раскачивали главку за веревку. Когда она упала, то было ликование. Крест сломали. Ломали те, кто не любил работать, самая беднота. Я просто вырос здесь, знаю». – Стали ли богаче эти люди? – Да нет. Не то что богаче… просто тогда веяние такое было по разрушению церквей… – Этих людей как-то отметили, может, грамоты вручили? – Может быть… или стакан налили… Отец тогда выступил против этого, выбежал на улицу с ружьем и пальнул в воздух. Они сначала перестали ломать, а потом власти начали за это отца притеснять, уволили с работы, он был завклубом. Припомнили, что меня крестил в свое время… – И не помогли три Ордена Славы? – Это никого не волновало (отец Владимир, собирая историю храма по крупицам, все же узнал, что Петра Михайловича чуть за этот поступок не посадили, спасли именно три Ордена Славы. – Прим. автора). – Как ваша семья жила дальше? – Отец пошел работать простым колхозником: убирал сено, клевер, метал скирды. А позже ушел работать в лесничество. – Какая-то цель в разрушении храма была, может, помните? Может быть, кирпичи были нужны для чего-то? – Просто разрушали. Потом устроили зерносклад. В 70-х годах был клуб, спортзал. – А как же фрески, их сбили? – Их просто краской закрашивали, а они через какое-то время проявлялись сквозь неё, их опять закрашивали. И внутри и снаружи все закрашивали, пока штукатурка не отвалилась. У каждого времени есть свое веяние… и дай нам Бог разобраться вовремя к чему оно ведет… Материал подготовила Елена Злобина |