Рождественские чтения в Талдоме: "Если не мы, то кто же?" Печать
10.01.2013 12:09

18 января 2012 года школа № 2 города Талдома принимала гостей VII Районных рождественских образовательных чтений. Чтения организуются комитетом по образованию Талдомского муниципального района совместно с храмами района. В этом году Рождественские чтения были посвящены теме воспитания гражданственности школьников через приобщение к ценностям отечественной духовно-нравственной культуры и прошли под девизом: «Если не я, то кто же?»

Этот девиз как нельзя лучше выражает смысл и ценности молодежного движения, которое представил на Рождественских чтениях настоятель храма Архангела Михаила города Талдома протоиерей Илья Шугаев. Вот уже год при храме действует Отряд Архангела Михаила Братства православных следопытов.
Кто же такие Православные следопыты?
Скаутское движение было основано в Великобритании полковником Робертом Баден-Пауэллом в 1907 году, а уже 30 апреля 1909 года первый скаутский костер был зажжен в России. Российское движение юных разведчиков (scout – англ. «разведчик, следопыт») возглавил полковник Олег Иванович Пантюхов. Скауты пользовались поддержкой высочайшей фамилии, цесаревич Алексей был членом Царскосельского скаутского отряда, а мученица великая княгиня Елизавета Федоровна принимала в скаутском обществе самое деятельное участие. К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах Российской империи.
В первые годы советской власти после бесплодных попыток заставить скаутское движение принять большевистскую идеологию скаутские организации были разогнаны. Однако некоторые внешние формы (например, галстук, присяга) и организационные моменты были включены в собственную подростковую организацию Страны Советов – пионерскую. Заметим, что девиз «Будь готов! – Всегда готов!» советская пионерия также  позаимствовала у русских скаутов.
Только в 1990 году скаутское движение было официально разрешено в СССР. Сейчас в России около 30 тысяч скаутов, входящих в несколько самостоятельных организаций, тогда как во всем мире их насчитывается около 40 миллионов в более чем 200 странах. С 1991 года по благословению святейшего Патриарха Алексия II действует межрегиональная общественная организация «Братство православных следопытов» (БПС). 5 марта 2010 года Священный синод Русской православной церкви одобрил деятельность братства как успешной формы православного воспитания детей и подростков и рекомендовал епархиальным преосвященным развивать деятельность Братства православных следопытов на местах» (Журнал №24). В настоящее время действуют 18 отделений братства на территории России, Украины, Беларуси и Казахстана, в которых более 12 тысяч детей и подростков получают православное воспитание.
Деятельность Братства православных следопытов строится по скаутскому методу. Скаутский метод – это воспитательная система, состоящая из следующих взаимосвязанных элементов: верность обещанию и законам следопыта; обучение через дело; членство в малых группах; символическая основа; личностное развитие; жизнь в гармонии с природой; поддержка взрослых.

В чем состоит значение и польза скаутинга для православной молодежи и как этот подход применяется на практике? Об этом нашему корреспонденту рассказал  протоиерей Илья Шугаев.
– Отец Илья, почему вы выбрали именно скаутский метод работы с православными подростками? Есть же традиционная воскресная школа...
– Есть общая проблема воскресных школ, в которые дети ходят добровольно. Она заключается в следующем. В младшие классы или группы дети ходят с большим удовольствием. Но уже в средней возрастной группе начинаются проблемы с посещаемостью: дети то ходят, то не ходят на занятия, а старшие ученики, подростки или совсем уходят из школы, или посещают ее потому, что нашли хорошую компанию, а не потому, что стремятся получить знания. Насколько мне известно, это общая проблема почти всех воскресных школ. Стало быть, проблема заключается в самом подходе к преподаванию, в его методах.
– В чем же заключается ценность скаутского метода в решении этих проблем?
– Примерно с 10 до 14 лет подросток должен открыть в себе личность, определить ее, ответить для себя на очень важные вопросы: «Кто я? Для чего я живу?». Эти вопросы ставит Господь именно в этом возрасте, и на эти вопросы подросток должен ответить. Но себя как личность он может увидеть только в зеркале другой личности, когда две личности встречаются в диалоге. Очень важна встреча личностей ученика и педагога, но еще важнее встреча личностей двух подростков, диалог двух равных. И здесь-то и выявляется сильная сторона скаутского метода: работа в малых группах. Это называется «патруль» – маленькая ячейка, не менее 5 и не  более 9 человек, в которой и происходит основная работа. В этой группе возможен диалог, возможна встреча на уровне личностей. При большем количестве человек возникает противопоставление «я и толпа», а здесь, в малой группе, – «я и ты». Только здесь возможен плодотворный, правильный диалог. Еще раз отмечу: если подросток через общение в диалоге со взрослым, со сверстниками не определит себя в этом мире, не определит себя в жизни и не определит ее смысл – тогда-то с 14-15 лет и возникает долгий и мучительный переходный возраст, кризис.
– А как работать с 14-15-летними подростками? Что для этого возраста предлагает скаутский метод?
– В этом возрасте происходит поиск подростком своего места в мире взрослых. И тут самое главное – дать ребенку сделать самому что-то такое, что поставит его самого в его глазах равным взрослым людям. Он должен делать настоящие, а не детские дела, принимать решения и брать на себя ответственность за них. И здесь тоже очень помогает  скаутский метод - обучение через дело. Сначала ребенок получает какие-то знания и навыки, например, как правильно разжечь костёр. Потом он должен сам научить этому своих сверстников. Дети учат друг друга и реализуют себя через это дело, и сами чувствуют, что взрослеют внутренне. И еще один очень важный момент: пока взрослый рядом, подросток не будет брать дело на себя и принимать решения. Взрослый должен дать место ребенку, чтобы ребенок смог взять инициативу на себя и начать делать дело сам - пусть на первых порах не совсем умело и правильно. Этот подход и реализуется в скаутском методе. Итак, можно смело утверждать, что потребности, возникающие в предподростковом и подростковом возрасте, в полной мере и правильно реализуются через скаутский метод. В результате  происходит и личностный рост, и внутреннее взросление.
О практической стороне организации деятельности Братства православных следопытов рассказал руководитель Отряда Архангела Михаила Александр Боровский.
– Ребята организованы в малые группы, называемые патрулями – от 5 до 8-9 человек. Старшим в группе является патрульный, причем в группе обязательно должна быть ротация – патрульным должен побывать каждый, ведь чтобы быть хорошим подчиненным, надо испытать, так сказать, на своей шкуре, как трудно быть начальником и пробовать управлять людьми. Второй базовый момент – это разрядная система. Жизнь следопыта делится на этапы, которые называются разрядами. Например, право ношения галстука нужно получить, лишь принеся торжественное обещание, присягу, и пройдя ряд испытаний, зачетов: походная практика и навыки оказания первой медицинской помощи, приготовление пищи и умение ориентироваться на местности. В патруле ребята обучают друг друга тем навыкам и умениям, которыми владеют сами.
И так ребята идут от степени к степени?
Развитие идет постоянно. Уже для получения первых ступеней ребята приобретают привычку что-то делать, чем-то заниматься, причем организовывают и проводят эти занятия ребята сами. Направления обучения остаются теми же, но от разряда к разряду меняется степень ответственности, которую может и способен взять на себя следопыт: он учится сам, затем начинает обучать других, потом ему поручается организация деятельности, например, приготовление пищи в лагере или установка палаток, а затем следопыт может уже сам устраивать и руководить походом или целым лагерем. Возрастание ответственности и самостоятельности происходит естественным путем – никто никого не заставляет. Конечно, взрослые участвуют во всех мероприятиях, но не командуют там, не вмешиваются в то, что не требует экстренного вмешательства. Это очень важно. Если ты хочешь покушать, ты не ждешь, пока взрослые позовут тебя на обед, а учишься обеспечивать питание в лагере от и до: от запаса продовольствия до мытья посуды.
– А какую присягу приносят православные следопыты?
– Есть десять законов, которые обязуется выполнять каждый православный следопыт: следопыт верен Богу, предан Родине, родителям и ближним; следопыт честен; следопыт стремится быть полезным ближним; следопыт дружелюбен; следопыт вежлив и скромен; следопыт – друг природы; следопыт следует наставлениям своих родителей и руководителей; следопыт бодр и никогда не падает духом; следопыт трудолюбив и настойчив; следопыт чист в мыслях, словах и делах. Нетрудно заметить, что эти законы основаны на главных евангельских заповедях: на первом месте стоят вера и верность, и повсюду – любовь к ближним, проявляемая в конкретных поступках...
Итак, вернемся к Рождественским чтениям. Отец Илья Шугаев предложил отойти в этом году от обычной схемы проведения чтений, чтобы не только узнать обо всем из докладов и сообщений, но дать возможность самим следопытам показать свои достижения и навыки, а участникам чтений – ученикам школ района  –  стать на некоторое время скаутами и попробовать свои силы в выполнении задач, которые должен уметь решать каждый следопыт.
На Рождественские чтения прибыли дети из школ всего Талдомского района. Их поделили на четыре команды. Ребятам предстояло пройти четыре этапа, на которых они получали знания и навыки, необходимые настоящему следопыту (и не лишние для любого человека). Первая станция называлась «Верный путь». Один из следопытов рассказал ребятам об основах ориентирования на местности, объяснил им, как ходить с компасом по азимуту и вычислять маршрут по карте. Затем ребята должны были самостоятельно пройти  маршрут по незнакомому им зданию школы, ориентируясь по схеме и компасу. На следующем этапе, носившем название «Хранители секретов», следопыты познакомили ребят с некоторыми способами шифровки текста, которым можно найти самое разное применение. На станции под названием «Связующая нить» ребята под руководством следопытов научились вязать разнообразные узлы – морские и альпинистские. На последней станции под названием «Достижение высот» ребят ждало настоящее испытание на смелость, и, надо сказать, что ее хватило не у всех: им предстояло забраться по отвесной скале на высоту 3 метра! Конечно, все было безопасно – скалодром соответствовал всем нормам, и опытный инструктор Олег Бутенко страховал смельчаков с помощью специальных приспособлений. Кстати, такой же скалодром, только в четыре раза больше, оборудован  на одной из стен храма Архангела Михаила в Талдоме, и Олег Бутенко приглашает всех – и мальчишек и девчонок, совершенно бесплатно овладеть азами альпинистской подготовки. И тут, в спортзале школы №2, ребята пробовали свои силы в подъеме на вершину.
Наш корреспондент побеседовал с одним из юных следопытов, учеником 8 класса Григорием Беляевым.


– Сегодня мы показывали своим ровесникам основы того, что знаем сами, – шифры,  узлы, ориентирование на местности. И нам бы хотелось, чтобы кто-нибудь из них загорелся и присоединился к нам.
– Григорий, а ты обратил внимание – были такие, загоревшиеся?
– Да, такие ребята были, но дальнейшее зависит не от нас – надо, чтобы кто-то организовал ребят.
– А как ты пришел в организацию скаутов?
– Я пришел не сразу. Когда все организовалось, в скауты вступил мой друг, который и пригласил меня и еще нескольких ребят.
– То есть вас не взрослые за руку привели в скауты?
– Нет, конечно! Все пришли сами, по рекомендации друзей. Сейчас у нас нет большого прироста по количеству, наша компания уже устоявшаяся.
– Какой возраст следопытов в вашем братстве?
– Самые младшие – ученики 3-4 классов, старшие – одиннадцатиклассники. Почти все классы.
– Григорий, что для тебя это движение – некая игра или нечто большее?
– Это стало частью моей жизни. Мы работаем над собой и получаем особые знания, это и интересно, и полезно. А еще – мы же православные, и наше общение очень помогает нам и в этом тоже.
– А много ли времени вы посвящаете движению?
– Общие сборы у нас по субботам, а еще мы сами собираемся, если есть свободное время. У нас есть патрули, мы созваниваемся, собираемся в каком-то определенном месте и обсуждаем какую-нибудь тему. Например, последнее время мы готовились к Рождественским чтениям, прорабатывали задания для них. Или готовились к зачетам для получения галстука, для того чтобы стать настоящим следопытом.
– То есть это  реальная самоорганизация, вас взрослые не собирают по команде?
– Как видите, нет. Наставник дает общее указание, ставит задачу, а решаем ее мы сами.
По окончании соревнований организаторы Рождественских чтений выбрали лучшую команду и председатель комитета по образованию  Талдомского муниципального района Наталья Александровна Малышева вручила всем призы. Также она поблагодарила протоиерея Илью Шугаева и членов Братства православных следопытов за прекрасную возможность на практике познакомиться со скаутским движением и его  методами. И есть надежда, что многие из тех школьников Талдомского района, которые приняли участие в этих соревнованиях, пополнят ряды  православных следопытов.

Репортаж и фото Олега М. Мартынова-Скавронского