Священномученик Михаил Абрамов - настоятель храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино Печать
24.10.2012 10:09

В 1917 году в России произошел октябрьский переворот, в результате которого в стране стало действовать коммунистическое правительство. Сразу после своего прихода к власти коммунисты начали широкомасштабную и бескомпромиссную войну с религией. Самый страшный удар кровавых гонений обрушился на Русскую православную церковь.

Но в результате борьбы коммунистической власти с Православной церковью в России просиял целый сонм новых подвижников и исповедников, который по своей численности превысил число святых, прославленных за всю историю христианства. Имена святых новомучеников XX века бесконечно дороги для сердца русского православного человека, ведь именно эти люди сумели сохранить и передать нам самое ценное сокровище – православную веру.
Отрадно сознавать, что такие святые просияли и на нашей дубненской земле. В храме Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино явил свой подвиг исповедничества священномученик протоиерей Михаил Абрамов.
К сожалению, немного сведений о священномученике Михаиле дошло до нас. Нет ни его фотографии, ни каких-либо воспоминаний родственников. Однако  сухие строки архивных документов того времени передают нам удивительный портрет этого замечательного священника.
Михаил Иванович Абрамов родился 14 ноября 1885 г. в деревне Роговая  Рязанской губернии  в крестьянской семье. В 12 лет он поступил в Скопинское духовное училище, которое окончил в 1901 году.  Сохранившееся Свидетельство об окончании Скопинского духовного училища характеризует Михаила Абрамова как усердного и прилежного ученика. Например, в Свидетельстве значится, что по русскому, церковно-славянскому, греческому и  латинскому языкам Михаил Абрамов за годы учебы обнаружил «очень хорошие» знания.
После духовного училища Михаил Абрамов поступил в Рязанскую духовную семинарию, по окончании которой в 1907 году был назначен в церковь Покрова Божией Матери города Пронска чтецом и учителем Закона Божия в церковно-приходской школе. А через год указом правящего архиерея Михаил Абрамов был определен к Введенской церкви села Чулкова Пронского уезда, где 3 августа был рукоположен во священника.
Заметим, что до революции 1917 года  священниками становились в основном люди из того же духовного сословия, священство, можно сказать, передавалось из поколения в поколение. Тот факт, что Михаил Абрамов, будучи выходцем из крестьянской семьи, стал священником, может свидетельствовать и о его больших способностях к образованию, и о личном, осознанном  желании посвятить себя служению Богу, и о глубокой вере  родителей будущего священномученика.
Михаил Иванович Абрамов принял священнический сан в 23 года. Матушка отца Михаила, Евдокия Андреевна, родилась 20 июля 1890 и также получила образование, окончив курс в Рязанском епархиальном женском училище.
За тридцать лет служения священник Михаил Абрамов сменил несколько приходов: Введенская церковь села Чулкова Пронского уезда, Николаевская церковь села Мостья Рязанской епархии, Иоанно-Богословская церковь села Богослово Тульской епархии и, наконец, храм Похвалы Пресвятой Богородицы в селе Городище (нынешний микрорайон Ратмино г. Дубны).
Согласно Клировым ведомостям Введенской церкви села Чулкова, о. Михаил «отличался поведением отлично хорошим, по службе был исполнительным и усердным, к благоустройству прихода и церкви относился с полным вниманием и усердием, во все воскресные и праздничные дни после Литургии говорил проповеди». «Честным» поведением отличался не только  сам о. Михаил,  но и члены его семьи, которых, помимо матушки,  было еще двое: сыновья  Владимир (1909 г. р.)  и Леонид  (1913 г. р.).
Во всех местах службы о. Михаил нес не только священническое послушание, но и занимался образованием детей, преподавая Закон Божий в церковно-приходских школах. Видимо, забота о подрастающем поколении была одним из любимых занятий пастыря, поскольку в мае 1916 г. Епархиальным начальством Тульской епархии о. Михаил был отмечен особой наградой за устройство яслей для детей по причине военного времени – шла Первая мировая война.
После революции 1917 года, как и большинство священников, отец Михаил подвергался притеснениям и репрессиям: он был лишен избирательных прав, на его семью были возложены непомерные налоги. Однако о. Михаил продолжал свое священническое служение. Он прослужил в условиях этого тяжелого времени еще 11 лет до своего первого ареста.  В 1929 году он был арестован и осужден на 1 год по статье 72 Уголовного кодекса («Религиозная контрреволюция, сопротивление конфискации церковных ценностей, религиозная пропаганда, обучение детей в религиозном духе»). Обратим внимание на то, что священномученика обвинили и осудили за ту самую деятельность, которую он, как видим из его жития, считал очень важной: воспитание детей в духе православной веры. За заботу о духовном развитии детей отец Михаил был награжден Церковью, за эту же заботу советская власть отправила батюшку отбывать наказание в Тульский исправительный дом...
По освобождении из заключения 28 декабря 1930 года протоиерей Михаил Абрамов был переведен на свое последнее место служения в храм Похвалы Пресвятой Богородицы в село Городище (Ратмино). В 1934 году произошел его повторный арест, за которым последовала трехлетняя ссылка. В начале 1937 года  протоиерей Михаил Иванович Абрамов вновь вернулся на прежнее место служения – в храм Похвалы Пресвятой Богородицы. Но прослужил о. Михаил после ссылки недолго, всего через полгода на священномученика вновь завели уголовное дело, которое решено было завершить быстро и в упрощенном порядке.
13 ноября в доме №14  деревни Ратмино, где о. Михаил проживал вместе с матушкой, был произведен обыск с целью конфискации имущества. Изымать, кроме паспорта,  у нищего священника было нечего, и батюшка был доставлен в Кимрское районное отделение НКВД.
Вслед за арестом священномученика Михаила последовало варварское разорение храма Похвалы Пресвятой Богородицы. Храм был закрыт, церковная утварь и иконы уничтожены.
В чем же на этот раз советская власть обвиняла священника? За какие его дела и поступки эта власть сочла его недостойным более жить на свете?  21 ноября, в день Ангела о. Михаила, когда церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, на батюшку было подписано обвинительное заключение, которое, в частности, гласило: «Абрамов,  вернувшись из ссылки в 1937 году,  враждебно настроенный к советской власти, состоя на службе священником в чине протоиерея Городищенской церкви, одновременно занимался контрреволюционной антисоветской агитацией среди отсталой части населения... Распространял провокационные слухи о голоде колхозников, рекомендовал колхозникам выписываться из колхоза... Восхвалял расстрелянных врагов народа – троцкистов. В предъявленном ему обвинении виновным себя не признал...» (Дело № 6916 Кимрского РО). Трудно поверить, чтобы добрый батюшка призывал свою паству к контрреволюционному мятежу или восхвалял троцкистов –самых нетерпимых к религии большевиков, мечтавших о мировой революции. Но уничтожение священнослужителей было делом государственной важности, и тройка УНКВД постановила: «Абрамова Михаила Ивановича – расстрелять». Постановление приведено в исполнение во внутренней тюрьме НКВД КО 29 ноября 1937 года. После расстрела священномученик Михаил был погребен в безвестной могиле...
В 2000 году юбилейный Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил причислить протоиерея Михаил Абрамова к лику святых с установлением дня памяти в день его мученической кончины 29 ноября и в день памяти Собора новомучеников и исповедников российских.
Так у нашего храма Похвалы Пресвятой Богородицы появился еще один святой покровитель и заступник, который, подобно святым древней Церкви, своей кровью проповедал Христа, мученической кончиной засвидетельствовал свою веру в его победу над грехом, ложью и смертью.  
Святый священномучениче Михаиле, моли Бога о нас!

Елена Венедиктова

29 ноября (четверг), в  день памяти священномученика Михаила Абрамова в храме Похвалы Пресвятой Богородицы в Ратмино будет совершена Божественная литургия, а накануне вечером – Всенощное бдение.