Краткий очерк иконографии Богоматери Печать
28.10.2010 11:39

(Ко дню празднования памяти Казанской иконы Божией Матери)


Несмотря на широко распространенное почитание Богоматери во всем христианском мире и на Востоке и на Западе, совсем не много стран ощутили особо тесную связь с Богоматерью, отдавая себя под Ее покровительство.

Кроме России, в числе таких стран – Грузия, она выпала по жребию для апостольской проповеди Божией Матери. До сих пор во время застолий последний традиционный грузинский тост поднимается «за Ту, что явилась истинной лозой, когда родила небесный виноград, Христа Бога, дарующего нам вечное радование, за Богородицу, уделом которой стала земля Грузинская». В Польше Богородица почитается «Королевой Польши». В Средние века Ливония (ныне часть Латвии) была завоевана крестоносцами и посвящена Деве Марии, ее называли «Терра Мариана». Но после принятия лютеранства почитание Богоматери латышами практически прекратилось. Можно сюда добавить полуостров Афон (Греция) как особый удел Богородицы. Вот, собственно, и все. В этом ряду России принадлежит исключительное место, это подтверждается обилием чудотворных икон, явленных на Святой Руси – более четырехсот, а иконографических типов специалисты насчитывают около семисот. Интересен и такой факт: накануне революции 1917 года с мая по октябрь в местечке Фатима (Португалия) трем детям было шесть видений Богоматери, Которая открыла им тайны грядущих мировых событий. Дети, вообще не знавшие о существовании такой страны, как Россия, предсказали ей страшные испытания в ХХ веке и спасение по молитвам Пресвятой Девы.

С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери Русской земле. Этому празднику он посвятил самую красивую церковь Древней Руси – Покрова-на-Нерли. В стольном граде Владимире князь Андрей построил величественный Успенский собор. В XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва, а Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Пресвятой Богородицы. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии, и во всех крупных городах будут строить Успенские соборы.

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи. Первая группа – тип иконографии «Знамение» (сокращенный вариант – Оранта). Данный иконографический тип связан с темой Воплощения. Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон с изображением Спаса Эммануила – Христа в отроческом возрасте. Богородица может быть представлена в рост или по пояс. Соединение фигур Богоматери и Христа передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса.

По обе стороны от Марии нередко изображаются силы небесные – либо архангелы с зерцалами в руках, либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. Отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим».

Второй иконографический тип получил наименование «Одигитрия», что по-гречески значит «Путеводительница». В этом названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание молящихся ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Младенец одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свиток. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и России. К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: «Смоленская», «Иверская», «Тихвинская», «Грузинская», «Иерусалимская», «Троеручица», «Страстная», «Ченстоховская» и многие другие.

Как правило, в «Одигитрии» Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся «Казанская», «Петровская», «Игоревская». Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса» (елепхуб), т. е. «Милостивая». Этим эпитетом в Византии величали Саму Богородицу и многие из Ее икон, но в русской иконографии наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой, где Младенец касается Своей щечкой щеки Богоматери. В греческом варианте этот тип икон назывался «Гликофилуса»  – «Сладкое лобзание». На Руси самым известным образом этого типа является Владимирская икона Божией Матери.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно — «Акафистный», так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основной смысл икон этого типа – прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений – показать Матерь Божью как Царицу Небесную.

Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным ранее четырем типам. Этому типу соответствует икона «Невеста Неневестная» (ошибочно ее называют «Умиление»), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского. К этому типу можно отнести иконографию «Богородица Семистрельная» или «Симеоново проречение», известен этот иконографический вариант и под другим названием – «Умягчение злых сердец».

В память чудесного обретения иконы установлено празднование Казанской иконе Божией Матери 8/21 июля, а в память освобождения Москвы от поляков – 22 октября/4 ноября. Ныне этот праздник приобрел и государственный статус – День народного единства. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма. Сегодня этот храм по-прежнему украшает собой Красную площадь.

Перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в Петербург. В 1811 г. образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.

Иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Тихвинская – на севере, Почаевская – на юге, Смоленская – на западе, Казанская – на востоке, а Владимирская в самом сердце Руси – в Москве. Чудотворные списки Казанской иконы ныне находятся в московском Богоявленском Елоховском соборе, а также в Князь-Владимирском соборе Петербурга. Из множества икон Богородицы ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и скорбях, а особенно при нападении врагов: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим».

 


Протоиерей Виталий Шумилов

Исходным материалом для написания данной статьи послужила книга И.К. Языковой «Богословие иконы».