Слава Преображения Печать
30.07.2020 00:00

Преображение Господне празднуют христиане различных конфессий по всему миру. В православии праздник приходится на 6 августа по юлианскому календарю или на 19 августа по григорианскому, а в католичестве - на 6 августа по григорианскому календарю.

События Преображения описаны во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Иоанна. В этот день Спаситель взял с Собой на гору Фавор Своих ближайших учеников - апостолов Петра, Иакова и Иоанна - и во время молитвы преобразился перед ними во всей Своей Божественной славе: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31). На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю. Когда же они услышали слова, обращенные к ним: встаньте, не бойтесь (Мф 17:7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

 

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Преображение являет собой еще один очень важный богословский момент. Дело в том, что все произошедшее с Христом в Его земной жизни произойдет и с нами. Мы так же воскреснем и так же преобразимся. Состояние воскресшего Спасителя - это обОженное состояние человеческой природы, которое приобретут в вечности все люди. Преображение - это указание на то, что ожидает всех нас после второго пришествия. Слава Преображения - это удел всех людей, которые войдут со Спасителем в вечность и разделят с Ним радость Царства Божьего. Именно поэтому Церковь так дорожит этим праздником - он из года в год напоминает нам о той благой цели, к которой мы призваны самим Богом.

О традиции освящать плоды

Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магический оттенок. Плоды почитаются чуть ли не святыней. Это заблуждение. Смысл освящения в день Преображения состоит в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Еще во времена Ветхого Завета была установлена Богом традиция приносить всё, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Даже первенцы среди людей посвящались Богу, и за них приносилась особая жертва. Эту традицию переняли и христиане, став приносить в храм плоды своих трудов.

В период празднования Преображения в Палестине созревал виноград. Его и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали свежее вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, виноград в этих краях разводить еще не научились, поэтому его заменили яблоками. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Преображение! В этом слове множество оттенков. В нем сплелось и буйство красок уходящего лета, и ожидание чуда, и благодарность Богу за прожитый год. Но важнее всего -  не забывать, что за всем этим стоит Личность Христа, явившего нам подлинный свет, свет Истины. Свет, на который мы должны идти невзирая ни на что.

По материалам православного журнала «Фома»