Елена |
09.12.2011 11:33 |
Хозяйка дома у реки Елену Витальевну Афанасьеву знают многие дубненцы. Она преподавала физику в школе №7, принимала участие в организации школы «Родник», работала в «Полис-лицее», вела занятия информатикой в детсаду «Лучик». Сейчас она, как говорится, на вольных хлебах, и ей по-прежнему дубненцы доверяют самое дорогое – своих детей.В собственном доме на берегу Волги она готовит малышей к школе, ведет группу продленного дня для младшеклассников, а в каникулы устраивает своего рода лагерь на дому. Согласитесь, не каждому такое по плечу, но ей с её опытом и собственными научными разработками подобная «возня» в радость. Все в этом доме на берегу Волги необычно. И просторные комнаты, и камин, и стены, украшенные детскими рисунками и фотографиями, и школьная доска… Впрочем, самое необычное – что ты приходишь вроде бы в чужой дом, а через пять минут ощущаешь себя членом большой семьи – настолько здесь уютно, радостно и интересно. Хотя ничего удивительного в этом нет, ведь в собственной семье Афанасьевых трое детей: Настя, Митя и Виталий. Они уже взрослые. Настя – архитектор. Митя занят в киноиндустрии. Виталий – web-дизайнер. У Виталия есть уже собственная дочка – малышка Марта. Невольно задаешься вопросом: Елена хорошая мать потому, что владеет навыками воспитания детей, или она потому хороший воспитатель и педагог, что многодетная мама? Здесь как в споре о том, что первично: яйцо или курица. Важен итог, а он налицо: и любимое дело есть, и дети выросли хорошими людьми, и сама состоялась как личность. Чуть не опустили еще одну важную составляющую – муж Сергей Иванович Афанасьев – её единомышленник и сподвижник. И с годами их любовь и взаимопонимание лишь крепнут. Счастливая женщина! А рядом со счастливым человеком любой становится чуточку счастливее. Любовь и труд Как они растили детей? В любви и в труде – вот ответ. Вместе строили этот дом у реки. Клумбу возле него до сих пор украшает ограда из бутылок, наполненных песком и перевёрнутых вверх дном. Все трое, еще совсем маленькие, собирали бутылки, отмывали их, тащили к реке, набирали ручками песок, а назад втроем толкали тележку, ведь с песком бутылки становились тяжелыми. А когда родители собственными руками красили, белили, клеили внутреннее убранство дома, сыновья изо всех детских сил помогали им, а дочь готовила для всех в камине гречневую кашу. Теперь эти воспоминания – семейные ценности, наряду с картиной прапрадеда, что висит возле камина, лупой прабабушки, через которую так удобно разглядывать планеты на звездной карте, и Настиными рисунками… «Мы всегда всё обсуждали вместе. Папа много работал, поэтому по выходным дням у нас была традиция собираться за столом и сообща спокойно обсуждать проблемы, принимать решения, – делится Елена секретами воспитания. – Детям прямо говорили, что вот это сейчас невозможно осуществить, купить, объясняли, почему. Мы всегда были с ними честными». А еще двери дома всегда были и остаются открытыми для их друзей: «Зачем собираться в чужом подъезде, если можно собраться у нас дома?» Конкретные люди «Я детей отдавала конкретным людям», – говорит Елена. И теперь она очень благодарна всем, кто помогал им реализовать себя. Виталий закончил знаменитый Бауманский. Не последнюю роль в этом сыграли его тренеры по плаванию Сергей Егоров и Игорь Бершанский. Мало того, что спорт научил его целеустремленности и стойкости, так еще принес ему два балла на вступительных экзаменах. Благодаря этому он поступил на бюджетное (бесплатное) место. Анастасии осуществить ее заветную мечту стать архитектором тоже помогали конкретные люди – замечательный художник и педагог Елена Васильева, архитектор Александра Турбина. «Меня радует, что всего, что дети достигли, они достигли самостоятельно», – говорит Елена. Митя решил служить во флоте и осуществил задуманное. Мечтал учиться во ВГИКЕ, и учился. А сейчас реализует очередную свою мечту: работает продюсером в кинокомпании. И в жизни самой Елены именно конкретные люди оказывали на нее решающее влияние. Например, учитель математики Лидия Петровна Шарапова, театрально и живо преподававшая этот предмет; учитель русского языка с 1 по 10 класс Анна Ивановна Лапкина (Аннушкой называли ее ученики за глаза). До сих пор выпуск 1976 года встречается с ними. Училась Лена в Алма-Ате, вернее, в научном городке, где мама работала в лаборатории ядерных исследований, занималась изучением элементарных частиц. Каждый день дочка провожала маму с обеда до площадки, до которой был километр, и всю дорогу мама рассказывала ей об опытах и наблюдениях. А потому Лена мечтала стать физиком. Поступила она в Ленинградский государственный педагогический институт, но на третьем курсе собралась было бросить учебу. Она же ученым мечтала стать, науку вперед двигать, а не уроки вести. Но тут подоспел случай. На практике в школе ей попался изумительный педагог Сергей Яковлевич Чачин. Он так доходчиво объяснял детям сложные законы физики, что отстающих по этому предмету не было. Именно он и сказал практикантке Елене, побывав на ее уроках, что ее место в школе. Время перестройки Приехав жить в Дубну, Елена устроилась пионервожатой в школу №7. Вернувшись из декретного отпуска после рождения первенца Настеньки, она стала преподавать физику. Время было перестроечное, новые веяния педагогики, как говорится, носились в воздухе. И тут снова конкретный человек развернул жизнь Елены на 180 градусов. Василий Васильевич Давыдов, педагог, психолог, философ, академик. Одно из его детищ начала 90-х – систему развивающего образования – растиражировали его ученики, которые не побоялись отправиться с новой педагогической и воспитательной программой в народ. В прямом смысле уезжали из столицы в провинцию, чтобы строить там новую школу – развивающую, гуманистическую. Дубна не осталась в стороне. Елена Афанасьева, Марина Асмолова, Петр Ширков, Александр Афанасьев, Людмила Гвоздева и некоторые другие дубненцы попали под обаяние идеи новой школы и, разрабатывая собственные методики и концепции, на деле попытались развивать их в нашем городе. В итоге родились сначала знаменитая «Избушка», затем «Полис-лицей», школа «Родник». Запал того времени до сих пор питает энергией незаурядные личности мира педагогики. Последнее дитя Последнее дитя Елены – творческий центр на дому с поэтическим названием «У Волги-реки». Началось все случайно 6 лет назад. Друзья привели своих детей и детей своих друзей и поручили организовать интересный летний отдых. С того всё и началось. «Со временем я поняла, что, наконец-то, могу реализовать в жизнь свои развивающие программы, поняла, что мне это очень нравится», – признается Елена. И детям тоже нравится. В этом убеждаешься, наблюдая, как они через игру обучаются и чтению, и счету, а главное – умению мыслить, самостоятельно делать выводы и открытия. А ведь для малыша все новое – это открытие… Напоследок приведу отрывок из свободного рассказа одного из маленьких воспитанников: «Солнечный ангел спускается с небес на землю весной, когда все начинает цвести и распускаться. Ангел спустился, осмотрелся, убедился, что вместе с ним пришла весна. Пролетел солнечный ангел над травой, задел ее кончиком своего розового платья, и на поляне зацвели цветы…» Светлана Кутузова
Выпускница факультета физики и астрономии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, «Почётный работник общего образования России», инструктор детского клуба «Радость» ДС «Радуга». Стаж педагогической деятельности 30 лет. Автор и разработчик концепции школы «Родник», программы курса информатики «Путешествие по компьютерной стране «Лучика» для детей 4-6 лет ДОУ №3 «Лучик», программы развивающих групп оздоровительного движения «Прыг-скок компания» ДС «Радуга». Мама троих молодых специалистов в архитектуре, IT-технологиях и кинематографии.
Читайте еще: Луковая шелуха – это вам не «ха-ха-ха»! |