Двадцать шагов к совершенству Печать
30.03.2011 12:01

В большой зал ДК «Мир» в воскресенье 27 марта народ рвался, как на концерт Паваротти. Свое 20-летие праздновала Хоровая школа мальчиков и юношей «Дубна» под руководством Ольги Мироновой.

Почти трехчасовой концерт вместил в себя 33 произведения, массу цветов и поздравлений, бесконечные аплодисменты восхищенных зрителей и… И можно много всего перечислять еще и еще. Но не хочется, рассказывая об этом концерте, писать банальную рецензию. Самое главное, что произошло воскресным вечером в этом зале, – взрослые заглянули в свое детство, а малыши увидели свое возможное будущее.

Шаг за шагом зрителям показали, как крошки-подготовишки, похожие на удивленных котят, превращаются в раскованных, голосистых певцов концертного хора, как мальчишки-солисты вырастают в оперных баритонов и басов. Двадцать лет – двадцать шагов к совершенству.

Какую кропотливую работу делают ежедневно, минута за минутой, час за часом педагоги этих мальчишек – хормейстеры, вокалисты, инструменталисты! Маленькими, незаметными штрихами, заставляя повторять движения голоса и тела снова и снова, они учат вроде бы простым вещам: правильно открывать рот, отличать правильный звук от неправильного, точную ноту от фальшивой. Но из этих простых вещей постепенно складывается та красота и полетность звучания голосов, которой славятся поющие мальчики Дубны.

Вот на сцене подготовительный хор забавно поеживается в непривычных концертных нарядах. Малыши выводят песню об Иванушке, который купил на ярмарке курочку, уточку, барашка и Буренку. А солист-«Иванушка», старательно гипнотизируя взором микрофон, упрямо рассказывает ему, как был на ярмарке. Тут же желтенькая курочка, хлопотливая уточка, белый ушастый барашек и пятнистая Буренка в исполнении подготовишек поддерживают и без того живую песню пантомимой.

 

В цепочку уходящих со сцены подготовишек вплетаются струями мальчики младшего хора, заполняя станки (действо не должно останавливаться!). Их «изюминка» – неаполитанская песенка про щенка Папарачано. Младшие раскованнее подготовишек, и солист вполне убедительно защищает своего щенка, которого каждый хочет взять и погладить: «Моего Папарачано я отдам, кому хочу!»

Сменяющий младших кандидатский хор мальчиков показывает произведения посложнее. «Песня о страхах» Ю.Корнакова на слова В.Суслова заставляет кандидатов в старший хор передавать и голосом, и движением уже не одно переживание, а целый набор эмоций!

До классики хорового пения – произведений В.Калинникова и джазовых ритмов – дорос старший хор мальчиков. А уж концертный хор пленяет всеми жанрами хорового искусства: от духовной музыки православия и католичества до озорного «Лешего» А.Даргомыжского и пронзительного «Романса» Г.Свиридова.

И те же мальчишки – младшие и старшие – снова появились на сцене в качестве инструменталистов. Кроме пения, они осваивают в Хоровой школе каждый свой инструмент. Ансамбль гитаристов Сергея Ковалева увлеченно сыграл зрителям «Перуанский вальс» Х.Кардосо. Ярко и трогательно исполнил «Камаринскую» ансамбль балалаечников Марины Плешаковой. Искристо высек звуками ксилофона «Каприз № 24» Н.Паганини ученик Владимира Немцева Александр Самойлов. Удивил ровностью звучания ансамбль скрипачей Натальи Сидоровой. А оркестр русских народных инструментов Любови Волковой восхитил и репертуаром, и блестящим мастерством исполнения. Титанический труд педагогов и руководителей Хоровой школы! Низкий им поклон!

Выпускники ХШМиЮ «Дубна», а ныне оперные солисты Илья Павлов (Московский музыкальный театр им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко) и Артем Гарнов («Новая опера») показали и залу, и своим юным коллегам, к чему нужно стремиться...

Этот вечер, завершившийся звучанием сводного хора сегодняшних учеников Хоровой школы мальчиков и ее выпускников, разбередил душу. Он напомнил те не очень пока  далекие времена, когда замечательная, разнообразная музыка всех жанров и эпох, наполнившая всего на три часа зал ДК «Мир», ежедневно звучала по радио вместо сегодняшнего назойливо-однообразного «умца-умца».

Выходя из зала, я чувствовала себя счастливой оттого, что в городе, где я живу, есть возможность слушать настоящую музыку и настоящее пение, есть возможность учиться им по-настоящему.

Пока у людей есть потребность петь красивым звуком и слушать красивое пение, опера и классическая музыка всегда будут современны.

Наталия Теряева