Успех молодого композитора Печать
КУЛЬТУРА
14.03.2019 00:00

Весна в Театре-лаборатории «Квадрат» под руководством Юлии и Николая Кукарниковых началась премьерой спектакля «Карнавал в Вероне, Карнавал!» по трагикомедии Григория Горина «Чума на оба ваши дома». Это история о том, что могло, по мнению автора пьесы, произойти с героями Шекспира после трагической гибели юных Ромео и Джульетты. Спектакль получился живой и динамичный, богатый эмоциями и разнохарактерными персонажами, одним из ярчайших впечатлений от которого стала музыка.

 

На этот раз в постановке было решено не использовать готовые музыкальные произведения, а обратиться к профессионалу. Музыку написал молодой талантливый композитор Илья Пулин. Несомненным ее достоинством является соответствие особому жанру ‑ театральному, кинематографическому, создающему атмосферу и характеризующему героев. Есть мнение, что спектакль получился, когда ты полностью погружаешься в происходящее на сцене, забывая о реальности. Именно это и происходит со зрителем на спектакле «Карнавал в Вероне, Карнавал!» Музыкальные фрагменты по-итальянски мелодичны, изобразительны и наполнены ассоциациями. Они так верно отражают образы эпохи, что мы действительно ощущаем, что находимся в Вероне времен Возрождения.

Автору удались композиции и нежные, трогательные, и наполненные драматизмом и энергией. Мастерски выписан каждый персонаж, каждый характер при всем их разнообразии! Умение вжиться в образ, прочувствовать внутреннюю сущность героя, его душевные переживания, а где-то вложить свое видение и передать это средствами музыкального искусства, при этом сохранив свежесть, новизну и общую стилистику – вот что пленяет в сочинении Ильи Пулина.

Но музыка «Карнавала…» намного глубже и многограннее: с первой секунды она не только задает настрой ‑ это тот случай, когда она становится одним из главных героев спектакля. Где актер молчит ‑ говорит музыка. Она же открывает нам те сокровенные, едва уловимые, но очень важные нюансы, которые известны только одному герою. Юрий Лотман, российский культуролог, говорил: «Необходимость искусства очевидна. Оно дает возможность человеку «пройти» непройденной дорогой, пережить непережитое в реальном мире, дает опыт того, что не случилось. То есть искусство - это вторая жизнь». Любой вид искусства оказывает такое же воздействие на человека, как и реальные события. В театре мы не просто следим за жизнью героев, мы участвуем в ней, действительно живем сами в этот момент и делаем свои открытия.

Как достичь такого эффекта воздействия на зрителя и полного единения музыки и содержания? Ответ прост: для этого нужно особое умение художника видеть окружающий мир, быть искренним, правдивым, открытым чувствам. Не менее важно, что автор обладает безупречным стилистическим чутьем и даром мелодиста. Всегда уместное и деликатное использование богатой инструментовки, музыкальной символики, полифонических приемов, основанное на глубоком знании музыкальных законов, позволили композитору создать колоритные портреты героев и ёмкие, эмоционально насыщенные музыкальные сцены. Такая музыка трогает сердце, наполняет душу радостью, ощущением полета.

Не так часто музыкальные композиции выделяются из действия спектакля. Но здесь иная ситуация. При том что все музыкальные фрагменты чарующим образом соединены с текстом, они отражают самые разные душевные состояния и настроения человека и воспринимаются не только в контексте пьесы, но, без сомнения, имеют полнейшее право на самостоятельное существование.

Хотелось бы поздравить Илью Пулина с успехом его сочинения и пожелать радости творчества, новых музыкальных открытий и вдохновенных произведений.

Наталья КРИВЯКИНА