Размышления у парадного подъезда |
13.10.2016 09:00 |
Ярко освещенный парадный подъезд ДК «Мир» ОИЯИ... Взгляд устремляется к вершинам колонн древнегреческого коринфского ордера – символа вечности искусства, ожидая появления над фронтоном известной всем квадриги Аполлона: ведь ДК «Мир» – наш Большой театр. И действительно, здесь совершаются культурные события, достойные престижнейших залов страны. Сцена ДК освящена именами великих музыкантов. Здесь выступали Святослав Рихтер и Леонид Коган, Мстислав Ростропович и Эмиль Гилельс, Эдуард Грач и Марина Яшвили, Денис Мацуев и Екатерина Мечетина и др., знаменитые симфонические оркестры, оперные и балетные спектакли, именитые дирижеры, блестящие вокалисты и инструменталисты – лауреаты престижнейших международных конкурсов. Здесь отпечатаны лучшие страницы истории мировой музыкальной культуры. Здесь отпечатывается и история влюбленности дубненцев в искусство, история необходимости соприкосновения с искусством и ощущения личного творческого участия в его постоянном воспроизведении. Ибо каждый слушатель и зритель, как факелоносец, принявший из чьих-то рук священный огонь божественного искусства, передает его дальше вверх по течению реки времени. Можно ли гордиться такой историей Дубны? Да! И сейчас многое открывается любознательному и впечатлительному сердцу. И сейчас, как говорится, бьет ключом в ДК «Мир» источник больших музыкальных впечатлений: концерты Дубненского симфонического оркестра, выступления на фестивале «Река» камерного оркестра центральной музыкальной школы им. Гнесиных, открытие абонементного цикла «Золотой фонд мировой музыкальной культуры», прошедшее с участием Московского молодежного симфонического оркестра. И в ближайшее время: 14 октября – звездный скрипач Сергей Поспелов, 17 октября – красочное музыкальное шоу от «New Life Brass», 29 октября – Государственная хоровая академическая капелла им. Юрлова и воспринятая во всем мире музыка архиепископа Илариона, 8 ноября – харизматичный музыкант и просветитель Михаил Казиник... Отрадная перспектива? Да! Но вот вопрос: а в полной ли мере Дубна использует эти возможности? И как сочетается при этом всплеск общественного сознания с мощностью вбрасываемых в это пространство культурно-познавательных «валунов»? Вот написал выше имена великих музыкантов и задумался: а многие ли сейчас знают историю культуры Дубны, российской культуры да и вообще историю искусств? Многие ли позволяют себе благотворный труд пропустить через себя этот многовековой источник вдохновения, гармонии и красоты? Вот пример с упомянутым уже камерным оркестром Гнесинской школы. Вдумайтесь: строительство основного здания Гнесинки было начато в 1943 году, в разгар войны. Как важен был фактор полноценной музыкальной жизни страны, как может музыка объединять, наполнять и совершенствовать дух! Мне казалось, что мировой «бренд» гнесинской музыкальной «марки» взорвет интерес дубненцев. Особенно тех людей и те учреждения, которые занимаются детьми. Ведь возраст слаженно и вдохновенно играющих юных артистов – 10-15 лет. Это ли не образец для детей увлеченности их сверстников музыкальным исполнительством, умения трудиться и добиваться сообща высоких результатов?! Это ли не пример для взрослых направлять детей к высоким и нравственно красивым целям?! Это ли не пример для родителей, бабушек и дедушек достойного проведения общего семейного досуга, возможность совместно переживаемых ощущений и совместно обсуждаемых впечатлений, достижения той общности, которой порой очень не хватает в семьях?! Деятели образования, отвечающие и за воспитание детей и юношества, деятели медицины, встревоженные психическим состоянием детей, деятели правоохранительных органов, обеспокоенные тем, что детская преступность растет и молодеет , и уж, конечно, родители и взрослые родственники, на мой взгляд, должны устремляться к использованию таких благотворных моментов для позитивного влияния на детей и юношество. Увы! Искренний восторг немногочисленных слушателей (на бесплатном концерте оркестра музыкальной школы им. Гнесиных) не мог заглушить во мне чувство неудовлетворения, даже досады. Конечно, и мы, деятели культуры, должны быть более активны, более упорны, более неутомимы в своем просветительстве, хотя наслоившийся за последние десятилетия плотный покров невежества порой уже кажется непреодолимым. Как остановить этот духовный террор, изливающийся на юное сознание из радио- и телеэфиров, из вездесущих динамиков супермаркетов и ларьков, ресторанов и кафе, в спортзалах и бассейнах?.. Надежда только на консолидацию общественных институтов и заинтересованных граждан в борьбе с угрозой даже более опасной, чем террор физический, ибо духовное невежество является благодатной почвой для последнего. Это очень важная тема. Давайте ее обсудим. Евгений Ставинский, художественный руководитель Дубненского симфонического оркестра
|