"Иоланта" звучит в Дубне Печать
08.10.2015 08:22

Праздничные мероприятия в честь 175-летия со дня рождения  Петра Чайковского способствовали включению опер гения русской музыки в афиши многих ведущих музыкальных театров мира. Из огромного оперного наследия Чайковского  одной из наиболее востребованных постановок оказалась его одноактная опера «Иоланта».

Одним из самых презентабельных показов «Иоланты» явилось представление Мариинского театра в январе этого года в США на сцене Метрополитен-опера (главную партию  исполняла Анна Нетребко, дирижировал Валерий Гергиев). С не меньшим успехом  «Иоланта» прошла в  Мадриде на сцене Королевского театра в постановке режиссера Питера Селларса и дирижера Теодора Курентзиса (ведущие партии пели преимущественно российские певцы).

В этом году «Иоланта» привлекла внимание многих исполнителей и на отечественной сцене. Так, эта опера станет крупной премьерой предстоящего сезона в Большом театре. Прозвучит и на Первом международном музыкальном фестивале Д. Алиевой Opera Art в Московской консерватории им. П.И. Чайковского. В Санкт-Петербурге в ближайшее время ее представит как Мариинка, так и Михайловский театр. В честь этой памятной даты артисты театра «Новая опера» в июне представляли зрителям  это сочинение в концертном варианте  на фестивале «Империя оперы».

Известно, что Петр Ильич, включившись в работу над «Иолантой», сообщил брату в письме: «Я напишу такую оперу, что все плакать будут». И действительно, как отмечали самые тонкие ценители творчества Чайковского, в частности А. Курмачев: «Тема страданий, испытываемых человеком в процессе прозрения, подана в «Иоланте»  с эзотерическим символизмом, запредельным для понимания многих слушателей».

«Иоланта» – последняя опера Чайковского. В ней ощутимо и предчувствие близкой смерти, и стремление найти внутреннюю опору, чтобы преодолеть страх перед ней. Опора видится автором в Боге.

В советское время в связи с тем, что религиозный смысл оперы противоречил атеистическому мировоззрению, господствующему в обществе, либретто «Иоланты» подверглось цензуре. В результате опера лишилась религиозного начала, что исказило и обеднило замысел композитора. Только в 1997 году в новой постановке Большой театр вернулся к идее, заложенной в ней автором: противостояние тьмы и света, разрешаемое исключительно через веру и любовь.

В Дубне концертное представление «Иоланты» столичным коллективом «Новой оперы» вызвало неподдельный интерес не только у знатоков творчества Чайковского, но и у многочисленных любителей классики. Прошло оно в рамках проводимого Дубненским симфоническим оркестром фестиваля, посвященного юбилею композитора. Опера прозвучала 26 сентября в ДК «Мир» в концертном исполнении. Представили ее солисты, хор и оркестр театра «Новая опера», дирижировал постановкой Евгений Ставинский–мл. – солист вышеназванного театра и второй дирижер ДСО.  И хотя в основном внимание аудитории было сосредоточено на вокалистах, слушателям в значительной степени хотелось оценить и дирижерское мастерство Е. Ставинского–мл. Дубненцы в полной мере воздали должное музыкальности, выдержке и воле своего земляка, сумевшего с одной репетиции создать действо, которое приковало внимание присутствующих на два часа.

К слову, партитура оперы достаточно сложна. В частности, Анна Нетребко – выдающееся сопрано современности, отзывалась о ней: «Я столько лет  уже пою Иоланту, а каждый раз возвращаюсь будто бы заново. Очень сложные ансамбли, очень сложные ритмически, и иногда непонятно вообще, что играет оркестр, и нужно четко знать, что ты поешь».

Приятно отметить, что на прошедшем вечере исполнительница этой партии лауреат международных конкурсов Виктория Шевцова была чрезвычайно интересна  как в вокальном, так и в актерском плане. Убедительно выглядели и остальные солисты, в частности, заслуженный деятель культуры Казахстана, заслуженный артист республики Татарстан Н. Бекмухамбетов (Водемон), А. Гарнов (Эбн-Хакия), А. Бреус (Роберт). Большое впечатление на аудиторию произвело высокое качество звучания оркестра и хора столичного театра. Аплодисменты, поздравления и цветы завершили этот праздник музыки,  настроив сердца слушателей в унисон с заключительными аккордами оперы, восхваляющими жизнь, свет и радость.

Наталия Белага

Фото Юрия Тараканова