Столичные музыканты в Дубне |
КУЛЬТУРА |
24.09.2015 07:59 |
13 сентября в ДК «МИР» в рамках XXVI юбилейного концертного сезона 2015-2016 гг. Дубненского симфонического оркестра состоялось выступление Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением народного артиста России, лауреата Государственной премии Павла Когана. В программу вечера вошли сочинения Скрябина – пьеса для симфонического оркестра «Мечты», и фортепианный концерт, а также произведения Хачатуряна - скрипичный концерт и фрагменты из балета «Спартак». Дирижировал оркестром Александр Сиднев, солировали лауреаты международных конкурсов пианист Даниил Саямов и скрипач Даниил Коган. Московский государственный академический симфонический оркестр своими масштабными проектами десятилетиями привлекает внимание не только многочисленных поклонников классической музыки, но и представителей мировой музыкальной общественности. Основанный в 1943 году, он с 1989 года работает с Павлом Коганом, приглашенным в качестве художественного руководителя и главного дирижера. МГАСО под управлением этого известнейшего музыканта гастролирует в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, Великобритании, США, Австралии, Японии, Республике Корея и других странах, а также регулярно представляет Россию на крупнейших мировых фестивалях. Оркестр хорошо известен любителям классики нашего города. Этот коллектив неоднократно знакомил дубненцев с лучшими сочинениями мирового музыкального наследия во время регулярных гастролей в наукограде. Первое отделение прошедшего концерта было посвящено 100-летию со дня кончины Александра Скрябина. Программу оркестр начал с исполнения первого законченного и исполненного оркестрового произведения Скрябина - пьесы «Мечта». Близкая по содержанию проникновеннозадушевным юношеским опусам автора, она поначалу называлась «Прелюдия». Едва прозвучали начальные фразы «Мечты», как стало ясно: в этом сочинении в сконцентрированном виде присутствуют интонационные и образные находки композитора, которые впоследствии найдут развитие в грандиозных по своим эмоциональным и колористическим изыскам медленных частях Первой и Второй симфоний. Александр Сиднев, несмотря на миниатюрную форму этого сочинения, сумел донести до слушателей стилистику автора, сразу же погрузив аудиторию в хрупкий мир скрябинских образов. Последовавший за этим фортепианный концерт Скрябина - хорошо известное сочинение, практически входящее в репертуар каждого гастролирующего пианиста. Оно является своеобразным тестом на наличие у исполнителя хорошей школы, вкуса, интеллекта и мастерства. Известно, что в процессе работы над партитурой автору приходилось решать самые разнообразные задачи в области инструментовки, причём наиболее сложный из них был вопрос соотношения звучности оркестра и солирующего инструмента. Эта проблема является камнем преткновения и для исполнителей. Даже в залах с очень хорошей акустикой зачастую заметен определенный дисбаланс в звучании инструментов. Можно только восхищаться мастерством Александра Сиднева, который, несмотря на малое количество репетиций, столь деликатно подошел к этой стороне исполнения: под его управлением оркестранты ни разу не заглушили прозрачную фортепианную фактуру, позволив солисту – блестящему пианисту Даниилу Саямову, высказываться так, как ему диктовало его художественное чутье. Во II отделении было представлено творчество Арама Хачатуряна. Его музыка всегда гипнотизировала слушателей яркими театральными образами, запоминающимися мелодиями, сочными красками и необычайными ритмами. Волшебство произошло и на прошедшем вечере. В скрипичном концерте Хачатуряна солист Даниил Коган продемонстрировал прекрасное чувство стиля и великолепное ощущение ансамбля. Нежные мелодические эпизоды так же, как и стремительные по темпу и разнообразные по рисунку пассажи, были исполнены им поэстетски изысканно и виртуозно. Между тем, лучшие качества музыканта с особой наглядностью проявились в финале сочинения: в первую очередь это наличие собственной, глубоко интимной манеры высказывания, во вторую – специфического отношения к темпу: восприятие его как одухотворенного полета. В заключение вечера прозвучали фрагменты из балета «Спартак». В них в который раз проявился индивидуальный почерк А. Сиднева - дирижера яркого, темпераментного и харизматичного. Его искусство всегда находило в сердцах любителей классики нашего наукограда искреннее восхищение. Этот вечер не оказался исключением – дубненцы приветствовали маэстро со свойственным им энтузиазмом. Наталия Белага |