Обаяние творческой зрелости Печать
03.09.2015 08:50

26 августа в Малом зале ДК «Мир» в рамках XXYI юбилейного концертного сезона 2015-­2016 года Дубненского симфонического оркестра прошел концерт вокальной музыки «Веленью Божию, о муза, будь послушна», завершивший цикл «Ставинский-­фестиваль».

Исполнители – солист Московского театра «Новая опера» лауреат международных конкурсов Евгений Ставинский (бас) и пианистка ­ лауреат международных конкурсов Юлия Банькова. В программу вечера столичные музыканты включили как редко исполняемые сочинения западных авторов Хуго Вольфа и Жака Ибера, так и хорошо известные романсы русских композиторов Кюи, Бородина, Даргомыжского и Чайковского.

Творческий облик Ставинского –мл. ­ своеобразного и  яркого музыканта, хорошо известен дубненским любителям классики. Поклонники его таланта знают, что в  2003 году  он окончил Московскую академию хорового искусства, в 2004–2005­м  стажировался в театре Maggio Musicale Fiorentino (Италия), в 2003 году стал дипломантом, а в 2009­м ­  лауреатом Международного конкурса им. Риккардо Дзандонаи  в Рива дель Гарда (Италия). С 2007 года Евгений – солист «Новой оперы», а с 2012 ­ приглашенный солист Мариинского театра. Одновременно с этим  с 2005 года он является дирижером Дубненского симфонического оркестра.

Любители оперы неоднократно слышали бас Евгения как в театрах крупных российских городов, так и на различных концертных площадках Европы, Японии, Израиля, ЮАР, Австралии. Только за последнее время певец выступал с оркестрами под управлением таких выдающихся дирижеров,  как В. Гергиев, М. Плетнев, В. Спиваков, Т. Курентзис, М. Федоров, М. Боэми...

Репертуар вокалиста чрезвычайно обширен: в «Новой опере» он поет басовые партии в операх Чайковского, Бородина, Глинки, Рубинштейна, Римского­Корсакова, Мусорсгского, Россини, Пуччини, Верди, Вагнера, а в Мариинке ­ в операх Моцарта, Доницетти, Россини и Прокофьева...

Между тем,  интерес вокалиста распространяется и на другие жанры классической музыки. Примером может служить прошедший концерт, в котором прозвучали камерные сочинения композиторов XIX­XX веков, к слову, требующие от вокалиста не только иной манеры работы со словом, но и более глубокого психологизма и изысканной фразировки.

Приятно отметить, что интерес к этой стороне творчества музыканта у дубненцев был чрезвычайно активен – аншлаг в зале, возгласы «Браво» и букеты цветов после исполнения романсов и песен. И как результат – арии из опер Делиба, Гуно и Массне,  исполненные Е. Ставинским на  бис.

Несомненной кульминацией вечера стало исполнение музыкантами песен «Дон Кихота» Жака Ибера. Трагическое дарование вокалиста в полной мере раскрылось в «Предсмертной   песне Дон Кихота», придав ее звучанию особую глубину и обаяние.

Убедительно  в сочинениях Ибера прозвучала и партия фортепиано: пианистке с блеском удалось раскрыть импрессионистическую палитру сочинений, продемонстрировав ее родство с фортепианным почерком Равеля. Оперные арии, исполненные Ставинским на бис, в который раз подтвердили масштаб его дарования и мастерство, достойные украсить оперные постановки ведущих академических театров страны.

– В плане гастролей предыдущий концертный сезон был для меня достаточно напряженный, – рассказывает Евгений. – В Мариинском театре мои выступления начались с роли Бартоло в «Севильском цирюльнике» Россини.

(К слову, в одном из интервью, Евгений рассказал о своей работе над этим образом: «Честно говоря, поскольку Бартоло – опекун молодой девушки, он должен быть человеком в возрасте, поэтому и отношение к персонажу, я думаю, изменится с возрастом, когда мне уже будет лет пятьдесят­шестьдесят… Но пока, конечно, есть некий конфликт в плане того, что я чувствую себя не опекуном, а конкурентом графу. В любом случае это очень интересная и характерная роль. Таких людей играть всегда легче. Иногда сложнее сыграть искренние чувства, любовь, например. Как ее сыграть? Это в принципе невозможно – ее нужно чувствовать. А такие характерные моменты играть легко, главное – найти те точки, которые помогут воплотить этот образ»)…

­ После оперы Россини в Мариинке последовало выступление в «Любовном напитке» Доницетти и «Войне и мир» Прокофьева, – продолжает Евгений. ­ Этой осенью планирую петь в опере Моцарта «Так поступают все». Позади выступление в оперном театре Тель­Авива (Израиль) в «Царской невесте» Римского­Корсакова и в пяти премьерных постановках «Ромео и Джульетта» Гуно, прошедших в «Новой опере». (Так, в прессе Ф. Борисович отмечал, «точное попадание Евгения Ставинского в образ Лоренцо ­ его персонаж был скуп на жесты, но о сочувственной сердечности героя лучше любых жестов говорил ровный и звучный бархатный бас певца»).

­ Из наиболее интересных выступлений прошлого сезона вспоминается участие в концерте в Большом зале консерватории ­ он состоялся в рамках юбилейного фестиваля, посвящённого 85­летию Академического  большого хора «Мастера хорового пения», а также  участие в  IY Всероссийском фестивале вокально­хоровой музыки, посвященном 80­летию со дня рождения Виктора Сергеевича Попова ­  выдающегося хорового дирижёра, педагога, народного артиста СССР. Память Виктора Попова почтили гала­концертом и в «Новой опере». В первом отделении я исполнял арию главного героя из оперы Верди «Аттила», а во втором дирижировал хором академии и оркестром «Новой оперы», аккомпанируя ариям в исполнении коллег. (В рецензии на этот концерт О. Пурчинская отмечала: «Мощный, объемный, панорамный голос Евгения Ставинского очень четко прорисовывает сложный образ Аттилы ­ жестокого, деспотичного властителя­варвара, каким, вероятно, и был этот исторический персонаж, живший на заре новой эры»).

– Помимо этого, я выступал  в Казани на Шаляпинском фестивале. Петь на фестивале, посвященном Шаляпину, для каждого  артиста большая честь, тем более что я сам отношусь к группе басов и являюсь в какой­то степени наследником искусства Федора Ивановича…  Весной предстоит выступление в Москве в концертном зале имени Чайковского в Реквиеме Сен­Санса. Под управлением Владимира Спивакова его будет исполнять Национальный филармонический оркестр России и Академический большой хор «Мастера хорового пения» Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Ну а 26 сентября здесь, в ДК «Мир», в рамках абонемента «Золотой фонд мировой музыкальной культуры» запланировано выступление солистов, хора и оркестра Московского театра «Новая опера». Коллектив нашего театра представит на суд дубненцев «Иоланту» Чайковского в сценическом исполнении. Мне предстоит дирижировать этой постановкой… Хочется надеяться, что она вызовет искренний отклик в сердцах поклонников творчества величайшего русского композитора!

Наталия БЕЛАГА

Фото Юрия ТАРАКАНОВА