Театральный фестиваль - культурное событие года! Печать
04.06.2015 07:17

27 мая в Дубне состоялась торжественная церемония открытия XIII Фестиваля театров малых городов России, который проводится под эгидой Государственного Театра Наций при поддержке Министерства культуры РФ и губернаторской программы «Наше Подмосковье». Художественным руководителем фестиваля и его идейным вдохновителем является  Евгений Миронов – художественный руководитель Театра Наций. Бесспорно, театральный фестиваль – это важнейшее событие культурной жизни страны, и большая честь для  наукограда Дубна встречать фестиваль столь высокого уровня, в котором собрано все лучшее, что создается на сценах малой России.

Сначала фестиваль проводился в Москве, далее переместился в Пермский край в город Лысьва, который четырежды принимал его у себя, включая десятый, юбилейный, в 2012 году. Также фестиваль встречали город Балаково, Саратовской области, город Пятигорск, где он стал частью театрального форума «Театры России – Северному Кавказу», а в 2014 году фестиваль прошел в подмосковной Коломне.

Многие деятели культуры утверждают, что в XXI веке театр обретает себя заново. Технологии и инновации внедряются внутрь искусства и испытывают его душу своими приемами. Визуальное порой обретает верх над словом. Площадной театр также имеет место быть, как и фестивальная жизнь театрального искусства, которая процветает и намечает перспективы своего развития.  И в существующих реалиях «играющему человеку» нужно сохраняться перед лицом жизни, перед зрителями, которые живут в этом мире перемен и ждут послания, обращенного со сцены именно к ним.

В конкурсной программе фестиваля были заявлены 14 коллективов. Это театры из Подмосковья, Республики Татарстан, Удмуртской Республики, Пермского края,  Липецкой, Ростовской, Кемеровской, Самарской, Свердловской, Калининградской и Иркутской областей. Также вне конкурса свой спектакль представил Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр.

Спектакли представляли собой целую палитру жанров. Это и комедии, новаторские в том числе, и трагикомедии, сюрреалистические и не только,  драмы и трагедии… Была заявлена и классика, к примеру, У. Шекспир «Король Лир», А.П. Чехов «Иванов»,  спектакль по произведению А.Н. Островского «Женитьба Бальзаминова» и многие другие, в том числе спектакли, поставленные по пьесам современных драматургов.  Всего в мероприятиях фестиваля приняли участие более 300 человек – актеров, режиссеров и руководителей театров. Атмосфера, когда встречаются единомышленники, профессионалы, люди интересующиеся, всегда завораживает, потому что это концентрация творческой энергии, свой так называемый «птичий язык», своя планета, на которой вся жизнь – театр!

В день открытия фестиваля на сцене Дворца культуры «Октябрь» состоялся спектакль народной артистки России  Чулпан Хаматовой «Час, когда в души идешь – как в руки». Мы побеседовали с актрисой об этой удивительной постановке.

– Чулпан, сегодня вы представляете свою постановку в качестве гостевой, как подарок участникам и городу, принимающему XIII Фестиваль театров малых городов России. «Час, когда в души идешь – как в руки…» – это не спектакль и это не концерт. Будут только музыка и слово?

– Так как понятие спектакля уже давно вышло за границы всех виданных и невиданных норм, то, наверное, нашу музыкально-словесную композицию спектаклем тоже можно назвать. Мы заявили его чуть иначе, чтобы зрители не ждали каких-то актерских и режиссерских потрясений, а чтобы все заведомо знали, на что они идут. Это честное предупреждение. Многие, кто уже посмотрел нашу постановку, говорили, что это спектакль и зря артисты боялись его так назвать. Для публики это стало спектаклем! А изначально мы определили постановку «музыкой и словом», чтобы публика понимала, что это не станет спектаклем в привычным для них понимании и смысле этого слова.

– Чем особенны для вас произведения Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной, которые стали основополагающими в этой постановке?

– Я очень давно видела взаимосвязь этих двух величайших русских поэтов. И вдруг однажды я поняла, что через произведение Цветаевой «Мать и музыка» можно вывести слушателей с помощью смыслов и образов к «Сказке  о дожде» Ахмадулиной, потому что в ранних произведениях Беллы Ахатовны очень слышится рефрен с видением Цветаевой. Столько параллелей я увидела и решила это проверить. Открылись удивительные переплетения и параллели, начиная с таких, когда Марина в прозе говорит: «До – явно белое, пустое, до всего…», тут же ей Ахмадулина вторит: «…до! До – детства, до – судьбы…» Цветаева говорит, что «если я когда-нибудь умру под забором…»,  Ахмадулина в свою очередь  –  «Меня влечет подохнуть под забором»…

– То есть вы нашли эти связи и соединили их в действо…

– Сначала эти связи чувствовались смысловым образом, а потом вдруг явственно предстали доказательствами этих переплетений.

– Верно ли, что задача актера, остающегося один на один с публикой, – сыграть так, чтобы впредь имя автора для зрителей было важнее имени исполнителя?

– Безусловно, это была главная задача! И когда меня спрашивают, как вы играете Цветаеву и как у вас получается образ Ахмадулиной, то здесь хочу всех сразу предупредить, что я не играю Цветаеву и Ахмадулину, а я доношу их величайшие тексты. Они настолько мощные, и они так хорошо сами за себя работают! И еще у нас в постановке звучит музыка, и никакое актерское виньеточное дополнение не может украсить тот объем, который присутствует.

– Важно гармонично передать в зал эту энергию слова…

– Да, и я просто стараюсь четко и внятно донести то, что имели в виду они, или то, что, мне кажется, имели в виду два этих прекрасных поэта.

– Чуппан, говоря о просветительской функции театра, через какой жанр приобщение к культуре происходит грамотнее всего, и искусство актера порождает «ищущие мысли», приоткрывая правду искусства?

– Если это выполнено талантливо, то даже в комедии можно показать то просветительство, о котором вы говорите. Но только с ремаркой, что это сделано талантливо. Если это сделано бездарно, то никакие нравственно-поучительные высказывания со сцены не будут восприниматься по-настоящему.

– Нужно ли угадывать настроение зрителя, чтобы подать то, что окажется как раз и необходимым, и действенным?

– Я категорически против угадывания настроения зрителя, потому что считаю театр и свою профессию относящимися к художественному высказыванию. Если твое личное понимание совпадает со временем, то это и есть счастье! А если ты его опережаешь, а зритель еще не готов к этому, значит, получается несовпадение.

– «Час, когда в души идешь – как в руки» станет особым акцентом дня открытия фестиваля, его отправной точкой…

– Я этот фестиваль знаю и люблю, потому что его делает Государственный Театр Наций, в котором я работаю, и считаю, что это его важнейшая миссионерская составляющая  – поддержать театры в малых городах. Поддержать недооцененные и, может быть, деформированные впечатления, насколько важен театр в городе.

– Соединить воедино труппы из глубинок, показав, что все вместе они являются частью единой театральной России.

– Да, абсолютно! Показать, что все мы едины!

В искусстве, в творчестве всегда нужно делать шаг вперед, иначе это шаг назад. Без сомнения, Фестиваль театров малых городов России для Дубны – тот шаг вперед, который мы заслужили, который нам доверили воплотить! И все-таки во главе всего – любовь к театру и к искусству! Фестиваль объединяет людей неравнодушных, любопытных, которые живут созиданием, сотворением,  идеями и их воплощением!  Каждый раз фестиваль знакомит самых разных людей с одинаковой увлеченностью, обладающих способностью удивлять и желанием удивляться самим. Актерское мастерство не имеет границ, и это прекрасная возможность для актеров расширить собственные рамки. Это возможность продлить театральные горизонты и дотянуться до новых, непознанных вершин. И фестиваль собирает в зале тех, кто из полной темноты неравнодушно обращает свой взгляд на сцену, где в лучах света творится театр!

Беседовала Элеонора Ямалеева

Фото Юрия Тараканова, Егора Ореловича, Александра Кулдошина

Губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев:

– История конкурса для театров малых городов уходит в десятилетия, но жизнь в нее вдохнул Миронов! Если бы не он, никакого бы фестиваля не было! Мы все прекрасно знаем и исходим из того, что все великое – олимпийские медали и люди, которые прославляют нашу страну – они  растут в наших дворах. А самые одаренные актеры начинают со школьных театров. Учитывая то, что в Дубне сегодня высокая культура, нам осталось только одно – думать с главой города и руководителем администрации о хозяйстве и сделать так, чтобы жители каждый день чувствовали перемены в нашем Подмосковье. Спасибо!

Художественный руководитель Театра Наций и фестиваля Евгений Витальевич Миронов:

– Ранее фестиваль был нерегулярным, но мы приняли решение, что это неправильно, потому что его ждут, к нему готовятся. Это конкуренция, и это значит, что артисты смогут снова пообщаться, режиссеры смогут посмотреть на своих коллег.

Поскольку фестиваль это не просто конкурсный показ спектаклей, где определяется победитель, который представляет свой спектакль в Москве, на сцене Театра Наций, но фестиваль – это еще и школа, где проводятся мастер-классы, и это принципиально важно.

Мы поддерживаем театры малых городов, которые являются удивительным явлением. Они очень сильные и мощные именно в нашей стране. Я сейчас по пути в Дубну еще раз посмотрел географию этих театров, она невероятно обширна. На фестивале представлена практически вся наша страна! Многим театрам за 80 лет, некоторые основаны в годы Великой Отечественной войны, некоторые – в начале века. Знаменательно, что многие из них реконструированы и являются центрами своих городов. Важно, что культурное учреждение является основой города, куда тянутся люди, и это становится очагом культуры. Поэтому необходимо поддерживать культурных деятелей, у которых непростые условия для работы, так как культуре в последнюю очередь выделяются финансы. Для нас эта поддержка  кажется приоритетной и самой важной! И мы горды, что за эти 13 лет удалось очень много, потому что театры, и не только лауреаты, стали участвовать в других фестивалях и ведут обширную гастрольную деятельность в России и за рубежом, став известными. И теперь они вполне могут конкурировать со столичными и федеральными театрами….

Ранее мы проводили фестивали в разных города нашей страны,  сейчас второй раз проводим его в Московской области! Не скрою, что, безусловно, отношение губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воровьева способствовало этому в полной мере. Он очень трепетно относится к культуре и особенно тепло к нашему фестивалю, за что я ему очень благодарен. И мы решили не отказываться от такого потрясающего предложения и  провести наш фестиваль в знаменитом городе ученых. Желаю участникам фестиваля удачи, с Богом,  всем вам сил и терпения!

Советник губернатора Московской области по культуре Нармин Октаевна Ширалиева:

– Мы воплощаем такого уровня событие с большой любовью и желанием. Этот фестиваль, совершенно очевидно, является центральным театральным фестивалем, посвященным России, посвященным огромной стране, в которой есть не только столичные, как раньше говорили, императорские театры. Театральная жизнь очень многообразна,  и так важно общаться и видеться представителям этой большой культуры, и я не скрою – для нас чрезвычайно важно, чтобы гости, наши театры, познакомились с регионом. Как правильно все получилось. В прошлом году была Коломна, это юг, а сейчас мы в диаметрально противоположном направлении, в Дубне, потому что Подмосковье огромно, и есть много интересных городов для проведения фестиваля. Я очень надеюсь, что мы благодаря этой активной жизни, этой дружбе и встречам получим что-то важное. Люди, которые побывали в прошлом году в Коломне, отмечают, что Подмосковье – это важнейший туристический регион. Дубна – невероятно интересный город. Это физики и лирики, это мифология, связанная с Высоцким, с «Таганкой»,  здесь огромный культурный пласт, и поэтому я очень надеюсь, что все наши гости сохранят самые теплые впечатления о Дубне!

Председатель жюри фестиваля, народный артист России Игорь Матвеевич Костолевский:

– Дорогие друзья! Мне так приятно быть сегодня  здесь с вами в качестве председателя жюри на этом очень важном и нужном фестивале. И я думаю, что всю эту неделю нас ждут очень радостные и интересные события и спектакли. Члены жюри и критики талантливы, и поскольку, как известно,  сестра таланта – краткость,  я на этом позволю себе закончить и пожелать всем успехов, радости и новых открытий. Спасибо!