Аншлаг, овации, восхищение… Печать
04.12.2014 07:09

23 ноября в Органном зале ХШМиЮ под управлением художественного руководителя и дирижера Хоровой капеллы мальчиков и юношей «Дубна» заслуженного работника культуры России Ольги Мироновой состоялось выступление концертного хора – лауреата международных конкурсов и фестивалей. Наряду с хором в концерте принимали участие ученики преподавателя по классу вокала заслуженного работника культуры МО Валентины Карсаковой, а также лауреат международных конкурсов тенор Сергей Гайдей. В программу вошли произведения как классического и современного репертуаров, так и лучшие образцы русского народного творчества. Духовная музыка была представлена сочинениями Моцарта, Свиридова и Волонтира.

С первого же номера, открывшего концерт – фрагмент из «Коронационной мессы» Моцарта, – стало понятно, насколько руководителя коллектива отличает масштабность  образного мышления и высокий профессионализм. Под управлением Ольги Мироновой столь же ярко были представлены «Странное Рождество» Свиридова и два фрагмента из «Мессы мира» Дженкинса* (I исполнение в Дубне) – композиции, ставшей лирико­драматической кульминацией вечера.

Не менее  интересно и оригинально прозвучали юмористические произведения Биби «Hats» и русская народная песня «Барыня» в обработке Новикова. Все эти сочинения были исполнены в русле их стилистики, а потому можно только удивляться уровню подготовки учащихся, которые с легкостью переключались с опусов духовной музыки на произведения, в которых царят современные интонации и ритмы.

Было интересно услышать и сольные вокальные номера, подготовленные учащимися ХШМиЮ, среди которых присутствовали певцы, относящиеся не только к разным возрастным категориям, но и значительно отличающиеся по уровню подготовки. Юные вокалисты Д. Кузнецов, С. Балашов,
Д. Павлов, И. Рулев, М. Степанов, С. Микелов и уже сформировавшиеся певцы – выпускники ХШМиЮ Н. Пацюк и С. Гайдей продемонстрировали свое мастерство, предоставив возможность публике аплодисментами оценивать их сценическое обаяние и талант. Новую окраску привнесло в концерт звучание «Agnus Dei» Бизе из его музыки к драме Доде «Арлезианка» – в нем хор сопровождал орган, партию которого исполнил лауреат международных конкурсов А. Шевченко. Слушателей особо вдохновила концовка вечера, в заключение которого прозвучало великолепно исполненное хоровое сочинение Прокофьева «Долгие лета».

– Именно этим произведением завершился и всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи», посвященный 75­летию со дня рождения Валерия Гаврилина и  прошедший в Санкт­Петербурге, на котором наш хор выступал с 4 по 9 ноября, – рассказывает Ольга Миронова. – Там в составе сводного хора это сочинение наш коллектив пел в Исаакиевском соборе. В Петербурге наши ребята также выступали в зале Академической капеллы имени М. Глинки и в Соборе св. апостолов Петра и Павла. Из услышанных сегодня сочинений на фестивале мы исполняли «Странное Рождество видевше» Георгия Свиридова… По этому поводу с особым волнением хочется вспомнить наше общение в Северной Пальмире с легендарным Владиславом Чернушенко – авторитетнейшей фигурой в мире современного дирижёрского исполнительства России. Удостоенный высших национальных званий и премий, Чернушенко многие годы  руководит Капеллой Санкт­Петербурга, еще в дореволюционной России известной как Императорская придворная певческая капелла. Именно он отметил наше исполнение произведения Свиридова как одно из наиболее интересных и ярких на фестивале. Это очень приятно, так как на «Ассамблеях» было много профессиональных коллективов, таких как хор Михайловского театра, Тульский государственный хор, Петербургский камерный хор, а также детский хор телевидения и радио Санкт­Петербурга.

Вспоминая наши гастроли, можно в который раз поразиться, с каким трепетом наши учащиеся относятся к исполнению духовной музыки. Их так вдохновили выступления в питерских соборах, что я включила в план работы этого учебного года аналогичные произведения Свиридова, Чеснокова и Астафьева.

Хочу еще раз похвалить наших воспитанников – их художественные интересы значительно шире тех, что имеют многие из их российских сверстников. Это с особой яркостью проявилось во время последней нашей поездки: на выставках в Русском музее, в музее Пушкина в Царском селе, в новом музее «Гранд­макет» они удивляли экскурсоводов своей любознательностью. Между тем, одно из самых ярких впечатлений у ребят осталось после посещения службы в Кронштадтском соборе: его роскошь и красота в сочетании с совершенной акустикой произвели на них неизгладимое впечатление. Хочется надеяться, что все усилия нашего педагогического коллектива, также как и выступления на гастролях, помогут нашим воспитанникам сформироваться во всесторонне развитые личности.

Дубненские любители классики в полной мере оценили трактовку и исполнение хоровых и сольных сочинений, вошедших в программу, представленную учениками Дубненской хоровой капеллы мальчиков и юношей – их отличала музыкальная культура, трепетное отношение к тексту и артистичность. Отсюда чрезвычайно теплый прием переполненного зала – овации, сопровождаемые возгласами восторга, нередко  перекрывали заключительные аккорды исполненных произведений.

Радуясь такому успеху, хочется отметить безграничную самоотдачу и талант всех, кто принимал непосредственное участие в подготовке прошедшего вечера. Здесь и  художественный руководитель ХШМиЮ Ольга Миронова, и хормейстеры – почетный работник культуры России Ольга Шамкина, почетный работник общего образования России Вера Серякова,  и концертмейстеры – Ульяна Иванова, Вера Решетникова, Михаил Семенов, и органист – доцент Московской консерватории Алексей Шевченко, и педагоги по классу вокала – заслуженный работник культуры Московской области Валентина Карсакова и лауреат международных конкурсов Сергей Гайдей.

В связи с тем, что далеко не все дубненцы, пожелавшие в этот раз послушать концертный хор ХШМиЮ, сумели попасть на прошедший концерт, можно предложить его устроителям в обозримом будущем повторить программу, устроив любителям хорового пения нашего наукограда вечер на бис!

*«Месса мира» – The Armed Man для солистов, хора и оркестра была заказана Лидским королевским оружейным музеем для празднований миллениума уэльскому композитору Карлу Дженкинсу. Первоначально это сочинение было посвящено жертвам косовского кризиса. Как и ранее написанный «Военный реквием» Б. Бриттена, это – антивоенное произведение, в его основе – христианская месса и народная песня XV века L'Homme Arme. В «Мессе мира» используются слова исламского призыва к молитве, Библии, чина мессы, а также тексты Р. Киплинга, А. Теннисона и человека, выжившего после бомбежки Хиросимы.

Наталия Калиновская

Фото юрия тараканова