Мир поэтической магии Печать
21.11.2013 09:38

Изредка  в моменты истинной радости от музыки, которая царит в душе, на ум приходит цитата из «Евангелия от Иоанна»: – «В начале было Слово, и Слово было Бог... В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Это изречение настойчиво и не слишком убедительно пытаются растолковать самые образованные теологи и философы последних тысячелетий. А между тем с точки зрения музыкантов его смысл более чем очевиден. Для них понятие «Слово» – это не хоровод графически запечатленных символов, а цепь одухотворенных интонаций, способных вместить в себя столько информации, что ее хватило бы на создание целой галактики. Галактики не только сотрясаемой разрушительными катаклизмами, но и рождающей в своих глубинах новую жизнь. Как ни странно, но именно такие мысли возникли и на концерте народного артиста РФ, профессора Московской государственной консерватории пианиста Михаила Воскресенского, который состоялся 14 ноября в Дубне в Малом зале ДК «Мир».

Выступление этого выдающегося российского музыканта прошло в рамках XXIY концертного сезона 2013-2014 гг. Дубненского симфонического оркестра. В зале был аншлаг. Программа вечера, в которую столичный пианист включил две сонаты Бетховена №25 и № 23 (Аппассионата) и сложнейшие циклы Шумана «Бабочки» и «Фантазия», привлекла внимание как профессиональных музыкантов, так и дубненских любителей фортепианного искусства. Эта же программа в исполнении М. Воскресенского прозвучала 19 ноября в Малом зале Московской консерватории в рамках абонемента «Пианистическое искусство» – концерт маэстро посвятил памяти своей воспитанницы, профессора Берлинской консерватории Елены Лапицкой.

Ученик легендарного Льва Оборина, Михаил Сергеевич органично воспринял его пианистическую манеру, которой свойственны одухотворенный романтизм, гармоничное чувство формы  и виртуозное владение всеми видами туше. Многим известно высказывание этого великого музыканта о своем воспитаннике: – «Михаил Воскресенский – необыкновенно талантливый и умный музыкант. Его игра завораживает слушателей; он увлекает их своим артистизмом, сердечностью и мастерством».

Лауреат престижных международных музыкальных конкурсов, самобытный исполнитель и талантливый педагог, М. Воскресенский за годы работы в консерватории  воспитал целую когорту ярких музыкантов, успешно представляющих российскую пианистическую школу на всевозможных концертных площадках мира. Его собственный репертуар также поражает разнообразием: все сонаты Бетховена, все фортепианные концерты Моцарта, все произведения Шопена, все этюды и сонаты Скрябина – лишь малая часть того, что находится в активе маэстро. Есть еще и 56 фортепианных концертов и море камерных сочинений  и многое-многое другое. К слову, дискография артиста насчитывает свыше 30 CD. За плечами мастера гастроли по странам Европы, Азии, Японии, Австралии, Южной Америки, где его неизменно принимают на  ура.

Можно только поражаться, что, имея в консерватории собственный класс и руководя кафедрой, маэстро находит время и силы для активной концертной деятельности, а также работе в жюри всевозможных международных конкурсов (в частности, М. Воскресенский – председатель жюри Международного конкурса пианистов имени Скрябина). Помимо этого, Михаил Сергеевич ведет мастер-классы в различных консерваториях мира  и делится своими воспоминаниями на телеканале Культура в программе «Игры классиков».

Однако сейчас хочется сказать о другом: какие бы произведения ни играл Михаил Воскресенский, к каким бы стилям ни обращался, везде его исполнение отличается удивительной подлинностью. Под его руками призрачный мир звуков обретает многомерность, глубокую содержательность и абсолютную реальность. При этом его высказывания напрочь лишены позерства, мишурного блеска и бестолковой суеты. Ни один из фрагментов текста не раскрашивается им в угоду внешней эффектности – каждая деталь произведения занимает то место в музыкальной форме, которое ей отвел автор.

Между тем самым неповторимым в игре маэстро является его сугубо интимная манера лирического высказывания. Проникновение в святая святых души, умение донести до слушателя ее трепетное ощущение бытия, не впадая при этом в приторную лирику, делают игру Михаила Воскресенского возвышенной и высокоинтеллектуальной.

Концерт в Дубне не был исключением. Лучшие качества музыканта: одухотворенная виртуозность и стихийная мощь вкупе с умением убедительно раскрыть драматургию крупных сочинений буквально загипнотизировали аудиторию. Ну а медленные пьесы, которые пианист исполнил на  бис, стали своего рода магической кульминацией вечера: проникнутые личностным обаянием, они заворожили публику поэтически-волшебными красками и мудрой просветленностью.

Наталия  Белага
Фото Юрия Тараканова