Ярмарка педагогических идей Печать
01.10.2015 08:24

22-24 сентября в администрации г. Дубны состоялась ярмарка педагогических идей, в  которой приняли участие воспитатели, музыкальные работники, инструкторы физической культуры, психологи и логопеды 20 дошкольных образовательных учреждений города. Ими было представлено  более 50 проектов и методических разработок. Педагоги обменивались опытом, проводили мастер-классы для посетителей выставки, в числе которых, помимо коллег, были учителя начальных классов и родители дошкольников.

Выставка была организована Управлением дошкольного образования администрации города совместно с Центром «Детство». Как рассказала Мария Емельянова, начальник отдела развития и методического обеспечения образования, впервые такая ярмарка прошла в 2012 году. Получив огромное количество положительных отзывов, опыт решили повторить.

«Основная  цель мероприятия – это поддержка и развитие педагогического опыта и инициатив в области дошкольного образования Заявок на участие поступило очень много, в связи с ограниченностью места  выставку разбили на три дня, участники ее менялись ежедневно. Это не конкурсное мероприятие – оно задумывалось именно для общения и обмена опытом. Было представлено много интересных методических разработок для проведения занятий в детском саду. На выставку старались отбирать необычные работы, что называется,  с изюминкой. Ярмарка показала, что в наших дошкольных учреждениях работают очень творческие люди», – рассказала Мария Дмитриевна.

Действительно, от такого количества ярких, красочных и интересных работ, собранных в одном зале, глаза разбегались. Здесь не царила привычная для выставок тишина: все разговаривали, что-то бурно обсуждали, делились опытом. Педагоги старались успеть и собственные проекты представить, и у соседних столиков взять что-то новое для своей «педагогической копилки», и что-то сотворить на ходу, участвуя в мастер-классах своих коллег. Такая возможность общения выпадает нечасто…

Всеобщему вниманию предлагались различные по жанру методические материалы: экспериментальные проекты, самостоятельно разработанные методические пособия, игры, стендовые материалы, конспекты занятий, сценарии праздников. Авторы идей демонстрировали экспонаты выставки, которые они активно используют  во время занятий с детьми.  На ярмарке не было детей, зато было много «играющих» взрослых, которые с не меньшим интересом осваивали игровые тренажеры и с удовольствием слушали рассказы воспитателей.

Интересные экспонаты представил детский сад «Росинка». Внимание посетителей неизменно привлекал магнитный куб «Развивайка» Раисы Шаровой. Каждая грань куба – отдельное поле для занятий, то есть одновременно несколько человек могут выполнять самые разнообразные задания и даже соревноваться между собой. Предусматривается неограниченное количество заданий для детей разного возраста. Магнитные карточки для работы распределены по темам: деление слов на слоги, картинки на заданную букву, разноцветные геометрические фигуры, времена года, домашние животные, «летает, плавает, ползает», «собери друзей», «предмет, похожий на фигуру» и многие другие.

Вязаные разноцветные разборные гусенички Ольга Скатерова предлагает использовать на занятиях по сенсорике, математике, а также для развития моторики. Каждый из симпатичных экспонатов располагается на «листе дерева» подходящего размера, к которому прикреплена цифра, соответствующая количеству составляющих насекомое вязаных «бусин».

Анжелика Никольская представила методический материал по ОБЖ «Наш город» – настоящее комплексное пособие, которое в игровой форме позволяет детям понять довольно серьезные темы. С его помощью можно изучать правила дорожного движения, правила поведения на водоеме и на горке, обсуждать, как вести себя, оставшись дома одному, как общаться на улице с незнакомыми людьми и даже узнать, какие товары в магазине считаются вредными. Яркое красочное панно представляет собой сказочный город с домами, детской площадкой, озером, магазином, дорогами, мостами. Его обитатели: Незнайка, Карлсон, кот Леопольд, Чебурашка и другие персонажи строго соблюдают правила безопасности. Создать игровую ситуацию очень легко, меняя местами и добавляя компоненты, выполненные из войлока на «липучках».

Светлана Иванова рассказала, что их детскому саду огромную помощь в создании замечательных методических работ  оказывают родители детей. За лето ими изготовлено несколько ковриков  на развитие тактильных ощущений – все разные, и каждый по-своему интересен. По ним можно ходить босыми ножками, можно на ощупь определять свойства предметов: дерево – теплое, камешки – холодные, шарик - мягкий. Можно искать похожие и непохожие по свойствам предметы. Один из таких чудесных массажных ковриков, представленных на выставке, смастерила Ирина Беседина. В рамках проекта «Наши первые книжки», предложенного для родителей малышей в возрасте 1,5-2 лет, Светлана Трофимова смастерила необычные познавательные и игровые пособия в виде двух книг – сшитой и связанной: «Светофор» и «Кто живет в лесу?». С их помощью малыши  могут получить первые знания о правилах дорожного движения, научиться застегивать пуговицы и молнии, шнуровать и завязывать, тренируя мелкую моторику пальцев, считать предметы, отгадывать загадки, придумывать сюжетные игры.

Детский сад  «Сказка» представил авторские и коллективные работы по изготовлению картин из круп и развивающие коврики, сделанные воспитателем Ириной Шлемовой. Педагог детского сада «Надежда» Татьяна Патюкова создала целую серию пособий по развитию сенсорных способностей на основе самого простого, практически бросового материала – пробок от пластиковых бутылок. Интересные проекты представили педагоги детского сада «Ручеек»: «Город дорожных наук», полностью выполненный из пластилина Еленой Губанковой, и «Удивительный мир помпонов» Любови Писаревой.

Невозможно не отметить проекты «Космос рядом с нами» Ирины Лежневой из детского сада «Семицветик», «Лыжня зовет» инструктора по физической культуре Галины Матвиенко (детский сад «Сказка»), «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста» Татьяны Сахаровой (детский сад «Радуга»). Замечательные ростовые куклы и другие атрибуты для театрализованной деятельности продемонстрировала музыкальный руководитель Людмила Харчева из детского сада «Росинка». А Марина Третьяченко (детский сад «Дюймовочка») представила на ярмарку две больших работы: проект «Я помню! Я горжусь!», направленный на воспитание нравственно-патриотических ценностей у детей в процессе изучения событий Великой Отечественной войны и истории своей семьи, а также творческо-практический проект «Развитие художественно-творческих способностей детей на основе изучения и освоения различных техник и материалов народного декоративного искусства. Филимоновская ярмарка».

Настоящий аншлаг наблюдался у экспозиции детского сада «Звездочка». Свой проект «Народная кукла как источник приобщения дошкольников к культуре русского народа» представляла уже известная в городе мастерица Маргарита Лебедева. «Первые куклы-рванки стали делать на Руси с началом выращивания льна, – рассказала Маргарита Викторовна. – Одежду, заношенную до дыр, рвали на кусочки и делали из них игрушки для детей. Помимо игровых, мастерили обрядовые куклы, куклы-обереги». На занятиях дети сравнивают современные куклы с тряпичными. Старинные куклы безликие – у них нет четко прорисованных черт лица, глаз, носа, губ. Считалось, что через глаза может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы. Простейших тряпичных кукол ребята учатся изготавливать сами, используя их во время проведения мероприятий, посвященных народным праздникам.

Несколько десятков кукол представила на ярмарке Маргарита Викторовна, о каждой у нее припасена интересная история возникновения и связанные с ней обычаи.  Например, на праздник Ивана Купала в старину делали куклу купавку: замужние женщины –тяжелую, чтобы куколка утонула, забрав с собой все печали и горести; а незамужние  – легкую, чтобы она уплыла и не прибилась к берегу, тогда можно ждать сватов. Куклу-капусту ставили на окошко, зазывая в дом женихов. Куклу Спиридона-солнцеворота мастерили в день зимнего или летнего солнцестояния. Кукла счастья обязательно должна была быть с длинной косой, символизирующей устремления человека к счастью.  Куклу «На здоровье» делали для больного человека, с которым она была во время болезни, а после выздоровления ее сжигали, чтобы болезнь не вернулась снова. Свадебную куклу-рощу или «семейное дерево» – образ жениха и невесты, прикрепленные к ветке дерева, ставили в центр свадебного пирога.

Всем известная Баба-яга, оказывается, прообраз мудрой женщины, знахарки, которая лечила травами. Откуда в сказки попали истории о том, что она может посадить в печь? Раньше на Руси существовал обряд «перепекания», когда младенца заворачивали в тесто и на лопате три раза «сажали» в теплую печь, чтобы избавить от болезней. Смысл обряда определялся символическим отождествлением ребенка и хлеба, выпечки хлеба и появления ребенка на свет: его как бы возвращали в материнское чрево (печь), чтобы он родился заново. Это делали тогда, когда ребенок рождался слишком слабым и болезненным.

Маргарита Лебедева проводит мастер-классы по изготовлению кукол в детских библиотеках для детей школьного возраста, для взрослых и работников дошкольных учреждений. В детском саду «Звездочка» постоянно работает ее мини-выставка кукол.

За три дня работы ярмарку посетили более 200 человек. Немаловажно, что всем участникам выставки будут вручены именные сертификаты. В Управлении дошкольного образования считают, что такие мероприятия помогают развитию творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, способствуют распространению инновационного педагогического опыта, расширяют деловые и творческие контакты с коллегами и в целом пополняют информационный банк методических идей.

Евгения Штайн

Фото Юрия Тараканова