Актуальные вопросы развития образования Печать
03.09.2015 09:07

В преддверии нового учебного года на большой педагогической конференции городское учительское сообщество по традиции обсудило наиболее важные направления развития муниципальной системы образования, подвело итоги прошедшего учебного года и поставило конкретные задачи на новый.

Как отметила в своем выступлении начальник горуно Татьяна Виноградова, в прошлом году в городе была принята муниципальная программа на  2015-­2019 годы  «Развитие  образования  и воспитание», в которую, в свою очередь, вошли четыре подпрограммы: «Развитие дошкольного образования», «Развитие общего образования», «Дополнительное образование и воспитание детей», «Обеспечивающая подпрограмма».

Она подчеркнула, что общему образованию всегда уделялось и уделяется повышенное внимание. Любые изменения на этом уровне, будь то введение новых федеральных государственных стандартов, ликвидация второй смены, результаты ЕГЭ чутко воспринимаются в обществе. Здесь, сказала она,  было осуществлено больше всего инновационных проектов.

В настоящее время образовательную сеть города представляют 16 общеобразовательных учреждений, в том числе три – негосударственные. В трёх  учреждениях дополнительного образования, подведомственных горуно, занимаются более 3,5 тысяч детей. Эффективно работает оздоровительный лагерь «Сосновый бор».

В новом учебном году за парты сядут свыше 5 тыс. 800 человек, что больше по сравнению с прошлым учебным годом на  4,7%. За такую динамику роста численности обучающихся «несет ответственность» увеличение доли обучающихся в начальной  и основной школах и стабильность  – в старших классах.

По программам углублённого изучения отдельных предметов обучаются 18% школьников, по программам профильного обучения – 64% старшеклассников.

Основным направлением деятельности в муниципальной программе является введение  федеральных государственных образовательных стандартов в основной школе. Обучающихся по федеральным стандартам станет более половины от общей численности учеников школ. С 1 сентября  по ним будут обучаться все ученики 1­5 классов.

В числе проблем реализации этого направления Т.К.Виноградова выделила сохранение подходов, не соответствующих предусмотренной федеральными стандартами  модели организации внеурочной деятельности, что приводит к росту непродуктивной нагрузки на ребенка.

Отметила в ряде случаев формальный характер использования школами и педагогами проектных, творческих исследовательских работ. Когда становится самоцелью конкретный продукт (проект), в то время как само содержание проектной работы, которая должна стать способом формирования у учащихся предусмотренных ФГОС умений и повышения учебной мотивации, оказывается на втором плане.

Родители отмечают рост нагрузки на учащихся во внеурочное время и в результате принимают избыточное участие в подготовке проектов детьми.

Кроме того, докладчица обратила внимание на низкий темп роста числа общеобразовательных организаций, в которых для начального общего образования применяются новые виды оценивания, отличные от пятибалльной системы, лишь незначительное число учителей используют в своей практике формирующее оценивание.

Ряд проблем в реализации ФГОС общего образования связан с перегрузкой обучающихся. Напомнила, что объем  домашних  заданий  по  всем   учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали в астрономических часах: во 2­3 классах — 1,5 часа, в 4­5 классах — 2 часа, в 6­8 классах — 2,5 часа, в 9 ­11 классах — до  3,5 часа.

Особого внимания требует организация  внеурочной деятельности как неотъемлемой части образовательного процесса.  Московская область является одним из регионов­лидеров, где выделяется значительное финансирование на организацию этой деятельности: на каждый класс 10 часов в неделю в начальной школе
и  5 часов – в основной школе.

Безусловно, ФГОС – это долговременная основа развития общего образования, его стратегия. Конечно, еще предстоит большая работа, но уже мы можем наблюдать положительные результаты.

Прежде всего качество обучения по итогам 2015  года составило 59,6% (2014 ­ 57,7%). Выше городского этот  показатель в школах №№1, 6, 9, 11, «Дубна». При этом успеваемость составила 99,9% (4 человека не получили аттестат о среднем общем образовании), что понизило положительные результаты прошлых лет.

Максимальный образовательный результат в Московской области  по итогам прошлого учебного года имеет каждая третья школа города (лицей №6, лицей «Дубна», гимназия №11, школа с углублённым изучением отдельных предметов №1), вошедшие в рейтинг 100 лучших школ Московской области из 1 372 общеобразовательных учреждений.

Кстати, советник председателя Мособлдумы Марина Шевченко на областной  учительской конференции 26 августа подчеркнула: «Пример успешной работы продемонстрировали учебные заведения Дубны. Так, гимназия №11 заняла место в середине рейтинга (48-­я строчка), хотя в прошлом году в него не входила, была только 131-­й. А школа №1 совершила мощнейший рывок сразу на 240 позиций ­
с 303-­й на 63-­ю!

Лучшие  педагогические коллективы городского округа Дубна ­ это лицей №6 имени академика Флерова (руководитель Наталья Кренделева), лицей «Дубна»  (директор Тамара Мещерская), гуманитарно­-эстетическая гимназия №11(директор Анна Лихачева), средняя общеобразовательная школа №1 (директор Александр Руденко)».

Что касается результатов ЕГЭ, в который в 2015 году были внесены существенные изменения, добавившие дополнительные хлопоты, констатирует Т. К.Виноградова, то в муниципалитете всё было сделано на оптимальном уровне. В сравнении с показателями  Московской области, Российской Федерации городской средний тестовый балл по всем предметам  оказался выше. А восемь выпускников получили на экзаменах по 100 баллов.

Еще один успех системы общего образования города по итогам прошлого учебного года: в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников участвовали шесть дубненских учеников.  Наш лицей № 6 вошёл в рейтинг семи лучших школ Московской области – лидеров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников.

И в заключение о новых (электронных) методах ведения системы учета успеваемости и посещаемости обучающихся. Это, по словам руководителя дубненского горуно,  осуществляется в общеобразовательных учреждениях города  с 2011 года. За это время  наработан большой опыт.

Так, в 2014-­2015 учебном году свыше 80% педагогов лицеев №6 и «Дубна» систематически ведут электронные дневники и журналы.  Однако часть педагогов не работают с электронными журналами на должном уровне, им предстоит это сделать в новом учебном году.

Конечно, мы солидарны с начальником горуно, которая уверена, что дубненские педагоги справятся с поставленными задачами. Для этого имеются все составляющие – высокий  профессиональный потенциал учителей, сложившаяся система образования, а главное – желание сделать наших детей счастливыми!

Татьяна Крюкова