Татьяна Виноградова: "Новый закон разработан с учётом новых реалий образовательного процесса и изменений, произошедших в нашем обществе" Печать
26.09.2013 11:32

Новый закон «Об образовании в РФ» вступил в силу 1 сентября 2013 года. Он заменил два устаревших закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1992 и 1996 годов соответственно. Новый закон затрагивает интересы всех россиян – изменения коснутся не только школьников и учителей, но и воспитателей и воспитанников детских садов, а также студентов высших и специальных учебных заведений.

Проект закона разрабатывался несколько лет. Документ был вынесен на общественное обсуждение в мае 2010 года и получил заметный общественный резонанс. За два с половиной года в комитет Госдумы с поправками обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных обращений. В результате законопроект сильно изменился, но принципиальные позиции остались теми же, что в первой версии: отсутствие начального профессионального образования, сочетание государственного и договорного регулирования.

Некоторые особенности и статьи нового закона, касающиеся школьного образования, комментирует заместитель главы администрации г. Дубны, начальник Городского управления народного образования Татьяна Виноградова (на фото).

Т. В.: Новый закон очень нужен нам сегодня. Старый закон со всеми его поправками стал очень тяжеловесным и подчас противоречивым. Он действовал в течение 20 лет. За это время произошли серьёзные изменения в обществе, другими стали и требования к школе.

Новый закон гарантирует бесплатное образование. Об этом заявил  премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в своем видеоблоге. «Новый закон не только отражает те изменения, которые произошли в сфере образования за последние годы, такие как Единый государственный экзамен, введение системы бакалавриата, но и задает новые цели и стандарты», – отметил премьер-министр.

Т. В.: Новый закон больше внимания уделяет содержанию образования и регламентации тех отношений, которые возникают между участниками образовательного процесса – педагогами, учащимися и их родителями. Одна из основных его особенностей в том, что он определил четыре уровня общего образования – дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Очень важно, что изменилась роль дошкольного, оно стало первой ступенью общего образования. Дошкольное образование по новому закону регулируется федеральным государственным стандартом.

В законе четко разъяснено, что такое «семейное образование» и «семейные детские сады». А тем семьям, которые учат детей дома, положена компенсация некоторых расходов. При этом дошкольное образование отделено от «ухода и присмотра» за детьми. Такое уточнение расширит возможности негосударственных детских садов и частных детсадовских групп.

Т. В.: Введено понятие «присмотр и уход» и касательно групп продлённого дня. Теперь эта услуга выведена за рамки содержания образования. Введена плата за нее. Определение её размера – ответственность муниципалитета.

При поступлении в школу преимущество будет отдаваться тем, кто прикреплен к соответствующему учебному заведению по месту жительства. То есть первоклашек теперь станут записывать в школу исключительно по территориальному принципу. А вот если остались свободные места, на них могут претендовать жители других районов.

Т. В.: Если на закреплённой за школой территории проживает детей больше, чем она может принять, то им предоставляются места в других образовательных организациях. Родители в таком случае могут выбрать школу сами.

В учебный план входит обязательное изучение русского языка и литературы, математики (алгебра и начала анализа, геометрия), иностранного языка, предмета «Россия в мире» (история), ОБЖ и физкультура. Основное образование (русский язык, литература, математика) остается бесплатным, но теперь школа может предложить ученикам платные углубленные занятия.

Т. В.: Школа может проводить отбор детей при переводе их и приёме в те образовательные организации, где реализуются программы повышенного уровня – углублённое изучение отдельных предметов и профильное обучение. Школа может принимать такое решение в зависимости от того, готов ли конкретный ребёнок осваивать программу повышенного уровня.

Новый закон закрепляет формы получения образования, в частности, семейное обучение и самообразование. Они предусматривают обязательную аттестацию – текущую, промежуточную и итоговую. Порядок проведения текущей определяет образовательное учреждение, а итоговой – субъект федерации.

Т. В.: Для Дубны это актуально. У нас достаточно много детей обучаются дома. Теперь они не будут считаться учащимися определенной школы. Но именно в образовательной организации будут обязательно проходить аттестацию.

Образовательные организации разрабатывают и принимают правила внутреннего распорядка обучающихся и другие локальные акты, которые регламентируют процесс обучения и являются обязательными для выполнения.

Т. В.: Все они должны быть обязательно обсуждены и согласованы с участниками образовательного процесса в той части, которая их касается. А не как раньше – педагогический совет принял решение, и всё. Теперь в обсуждении должны принимать участие родители или другие представители учащихся. Вообще, новый закон дает активным родителям больше прав – они смогут влиять на жизнь школы наравне с администрацией, например, изменять образовательную программу или увольнять сотрудников.

Новый закон делает обязательной для каждой школы программу развития. То есть учебный план - то, что образовательная организация должна дать учащимся в рамках обязательных стандартов. В него входит и компонент субъекта федерации – те предметы, которые в Московской области обязательны.

Т. В.: Есть еще школьный компонент, когда школа несколько часов по своему выбору предлагает детям на выбор углублённо изучать математику или может ввести этику, экологию или другую дисциплину, которая обязательным предметом не является.

По новому закону во всех школах России вводится единое требование к школьной одежде. Правда, общероссийской школьной формы в стране пока нет – каждая школа сама вправе выбирать, как будут одеваться ее ученики. Уже приняты соответствующие региональные нормативные акты, устанавливающие требования к общему виду, форме, фасону одежды для обучающегося, к знакам отличия.

Т. В.: Обязательного введения школьной формы закон не предусматривает. Речь идёт не об одинаковой для всех форме, а именно о школьной одежде. Какая это будет одежда – решает учебная организация совместно с родителями. Можно купить одинаковую для всех учеников, а можно ограничиться дресс-кодом. Допустим, белый верх, темный низ. Сейчас очень много вопросов возникает относительно обеспечения школьной одеждой и бесплатным питанием малоимущих и тех, кто по закону на это имеет право. Закон говорит, что эти меры социальной поддержки определяются и устанавливаются субъектами Российской Федерации. Муниципалитет теперь не имеет законодательно закреплённой обязанности на выполнение этих мер.

Если между родителями, учащимися и педагогами в рамках образовательных отношений возникают вопросы или претензии, то в школе создается специальная конфликтная комиссия. Она называется комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Т. В.: Эта конфликтная комиссия должна состоять из представителей всех конфликтующих сторон, а её работа регламентируется локальными актами, принятыми в данной образовательной организации.

Образовательная организация несет сегодня ответственность за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и за качество образования своих учеников. Так прописано в законе.

Т. В.: Это означает, что школа имеет обязательство в полном объёме этот учебный план выполнить и дать качественное образование всем. То есть неуспевающих учеников в ней в принципе не должно быть. Если возникает у кого-либо академическая задолженность, то образовательная организация вместе с родителями принимает все возможные меры по её ликвидации.

Очень чётко в законе прописаны не только обязанности школы, но и обязанности родителей и учащихся. Образовательная организация имеет обязательства перед другими участниками образовательного процесса, и наоборот. Обучающиеся должны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план, в обязательном порядке посещать занятия и делать домашние задания.

Т. В.: В Дубне второго сентября должны были приступить к учёбе пять с половиной тысяч учеников, однако в первые дни в школы не явились около  200 детей. Кто-то, конечно, болеет, но большинство не вернулись с летнего отдыха – родители самовольно продлили им каникулы. А они обязаны обеспечить посещаемость детьми школьных занятий. И по новому закону отдых не является уважительной причиной для пропуска уроков.

Выводы

Согласно новому закону «Об образовании», с 1 сентября 2013 года:

• Главным становится общее понятие «образовательное учреждение». Это вызвано тем, что многие вузы то меняли свои названия с «институтов» на «академии», то вновь назывались «институтами» и «университетами».

• В качестве нормы установлено обучение на русском языке, но предусмотрена также возможность получать образование на языке национальных республик.

• Преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной за образовательной организацией территории.

• Индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах.

• Сельские школы теперь нельзя будет закрывать без учёта мнения жителей. Педагогические работники, которые трудятся в сельской местности или рабочих посёлках, получат право на компенсацию расходов на оплату ЖКХ.

• Зарплата учителей должна быть не ниже средней по экономике региона.

• Форма для школьников будет вводиться по усмотрению администрации образовательных учреждений.

• Самостоятельным уровнем образования становится дошкольное образование, и оно отделяется от «присмотра и ухода» за детьми. Плату за присмотр и уход за ребёнком в детском саду будет устанавливать учредитель: ему дано право снижать её размер или вовсе её не взимать с отдельных категорий родителей. Стоимость пребывания ребёнка в детском саду устанавливает муниципалитет.

• Особые условия должны быть созданы для детей с ограниченными возможностями здоровья. В законе прописано, что должны быть созданы специальные учебные заведения, где такие дети могли бы получить качественное образование без дискриминации. Кроме того, финансирование, выделяемое на одного такого ребёнка, должно быть в 2-3 раза выше, чем на обычных учеников.

• Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения допускается только после положительного решения специальной комиссии, которая будет оценивать последствия такого решения.

• Впервые в законе об образовании прописаны понятия сетевого и электронного обучения: оно может быть использовано на всех уровнях образования.

• Результаты ЕГЭ будут действительны не полтора года, а пять лет.

Ольга ПАНИНА

Фото Егора СТУПИНА