Учимся чувствовать и понимать прекрасное Печать
06.12.2012 09:02

Важно, чтобы в каждой школе были свои традиции, и особенно хорошо, когда эти традиции создают не только учителя, но и сами дети. Сложно подчас вызывать интерес у школьников, в том числе и к внешкольной деятельности. Но директор школы № 1 Александр Иванович Руденко убежден, что работа с детьми должна проводиться не только за партами, но и за пределами школы. Причем к каждому ребенку требуется свой подход.

Существуют разные направления школьной деятельности. Одно из них в школе №1 носит название  «Патриотическое воспитание молодежи». Участие в проектах этого направления принимают в том числе и ученики начальных классов. Один из проектов этого направления «Край родной навек любимый» включает в себя изучение истории родной школы. В прошлом году, например,  в рамках проекта в школе была установлена информационно-мемориальная доска памяти учителя технического труда школы №1 Юрия Петровича Шпагина.
Что касается восприятия школьниками такого рода мероприятий, то Александр Иванович подчеркивает, что, конечно же, далеко не все ребята с воодушевленным интересом в них участвуют. Однако директор школы уверен: «Честный труд простого человека сейчас ценится. К честному труду нужно приучать с детских лет».


Другой проект предполагает организованные поездки в памятные места. Например, в прошлом году школьники побывали в Бородино, где состоялась их встреча с поляками, которая запомнилась детям. Запланированная в этом году поездка в Монино – Центральный музей ВВС РФ – обещает стать ярким событием в школьной жизни ребят. Все мы знаем фамилию известного конструктора Александра Яковлевича Березняка. «В конце декабря мы открываем музей имени А.Я. Березняка. Удивительный был человек,  очень интеллигентный и доступный для людей. И мы открываем неизвестные страницы его жизни…», – увлечённо рассказывает Александр Иванович.
Совместно с заведующей по воспитательной работе Еленой Анатольевной Прудниковой директор школы ставит цель противостоять низкопробной культуре. «Пока попса нас побеждает. Она со всех каналов, с Интернета. А ведь чем отличается советский ученик от ученика современного? Даже если вы не любили классическую музыку, центральное радио все равно наполняло мозг именно такой музыкой. А сейчас музыку слушают только те, кто занимается в музыкальной школе.», – объясняет Александр Иванович Руденко.
Поэтому было решено, что ученики с первого по седьмой класс один раз в четверть обязательно будут посещать концерты симфонической музыки. Реализовываться это направление начало 5 лет назад, и уже заметны большие перемены. Александр Иванович рассказывает, что дети, которые посещают эти концерты, ведут себя совершенно по-другому. Они меняются, и большая роль в этом принадлежит музыке.
Александр Иванович отмечает, что даже в Вене, где люди имеют классические вековые традиции, где кажется, что все пронизано такой музыкой, требуется пусть малая, но доля принуждения к посещению школьниками таких концертов.
Ученики десятого класса посещают абонемент под названием «Вначале было слово». Поэзия, безусловно, обогащает школьников духовно. Например, стихи Набокова, который переживает о России, находясь в эмиграции… Это те стихи, которые не оставляют равнодушными подростков.
Это направление в школе №1 существует много лет, и новый импульс этой важной работе дало сотрудничество с ДК «Октябрь».  Вместе с  Натальей Михайловной Шувиковой – администратором Выставочного зала ДК «Октябрь», мы пришли к выводу, что необходимо дать детям новые возможности, – делится директор школы. – Теперь все выставки, которые проходят в Дубне,  все наши школьники с первого по одиннадцатый класс будут посещать. Надо учить детей видеть прекрасное. Школьники приходят на одну выставку, другую и постепенно начинают проникаться творчеством, видеть детали. То есть эффект есть».
В течение года ученики школы должны посетить четыре концерта симфонической музыки и пять выставок. Это обращение к душе, чувству и пониманию, и это направление было решено назвать «Учимся чувствовать и понимать прекрасное».
В следующей программе планируется организовать встречи школьников с творческими людьми, чтобы художники рассказывали детям о своих произведениях.
Безусловно, ребенка нужно направлять, открывая мир прекрасного. И сделать это так просто, к примеру, прийти на концерт симфонического оркестра. Тем более что ездить-то далеко не надо. В нашем городе есть все условия для развития детей и молодежи: многочисленные выставки, спектакли, концерты, музыкальные и театральные школы. Ребенку необходимо слушать другую музыку, смотреть другие картины, чем, которые он видит на улице, в телевизоре и компьютере каждый день. Это необходимо для развития сердца и души. Благодаря Александру Ивановичу Руденко многие дети уже перешли от восприятия «надо» к восприятию «хочу»…

Надежда Ризанова