Шедевры старины глубокой Печать
13.08.2015 07:15

Природа России удивительна и многообразна. По протяженности территории ей нет равных в мире, и каждый регион великолепен  и  уникален по-своему. Сегодня речь пойдет о Приамурье, одном из самых отдаленных уголков нашей страны. Его лесные и горные пейзажи, водные глади рек и озер восхитительны в любое время года. Величественные дальневосточные сопки с растущим на склонах багульником, милые березовые рощи и заповедная тайга, бескрайние просторы полей и чистейшие горные родники не раз вдохновляли поэтов, музыкантов, художников. Разнообразие растительного и животного мира привлекает сюда ученых и исследователей, а богатое историческое прошлое таит в себе еще много загадок для археологов и этнографов. Именно здесь обнаружены более полусотни памятников древнего наскального искусства, большинство из которых найдены еще до середины прошлого столетия.

Расположены они, как правило, в глухих таежных массивах, вблизи рек – древние народы, заселявшие Приамурье, занимались охотой и рыбалкой. Именно поэтому тема промысла как главного источника существования – одна из основных. На рисунках представлены сцены охоты: дикие животные и лучники, их преследующие. Много сцен, связанных с разведением оленей, а также магических ритуальных обрядов, направленных на проведение удачной охоты, на размножение диких и домашних птиц и животных.

Писаницами или петроглифами называют наскальные изображения, выполненные человеком с древних времен до средневековья. Рисунки могут быть высеченными на камне, например, в древних пещерах, или написанные минеральными красками – охрой. Современные художники поистине могут позавидовать сохранности этих древних «полотен», переживших тысячелетия в суровых природных и климатических условиях музея под открытым небом.

Мне посчастливилось побывать у нескольких таких памятников природы. Арбинская писаница, расположенная на  реке Арби, левом притоке Уркана, в  последние годы стала настоящим местом паломничества, несмотря на то, что добраться до нее непросто. Летом – на байдарке, но для этого надо быть опытным туристом, так как маршрут по реке со стремительным течением известен опасными перекатами и возникающими на пути естественными преградами в виде огромных валунов и скал. Легче всего попасть сюда в феврале-марте по замерзшему льду реки, и то, если зима малоснежная, а машина имеет высокую проходимость. Желающих посетить древний культурный памятник трудности не останавливают.

Писаница на реке Арби датируется рубежом нашей эры. Здесь, помимо образов человека и животных, много изображений мифических зооморфных (основанных на представлении богов в образе животных) и змееобразных существ. У жертвенника, среди прочих находок, археологи обнаружили костяные и железные наконечники стрел, железные латные пластины, кремниевую бусину, фрагменты керамики и монету времен 14-го века нашей эры.

Историк Елена Щипакина в одной из своих работ отмечала, что наскальные рисунки напоминают «…окно в исчезнувший мир, через которое можно увидеть древнюю культуру человечества в самых сокровенных ее проявлениях. Неудивительно поэтому, что к петроглифам постоянно обращаются все, кто хочет заглянуть как бы в самую душу древнего человека, понять его мировоззрение, его искусство – эстетические представления и этические нормы, его взгляды на окружающий мир и самого себя. Обо всем этом петроглифы могут рассказать вдумчивому и внимательному исследователю полнее и ярче, чем какой-либо другой археологический документальный источник».

Чтобы определить возраст писаницы, ученые внимательно изучают изображения на камне, технику нанесения рисунков, которые могут быть сделаны послойно в разное время, расположение фигур, а также предметы, найденные в результате археологических раскопок вблизи самих природных памятников, а также у жертвенников, расположенных у писаниц. По данным этнографов, наскальные рисунки и прилегающая к ним территория являлись святилищем, где совершались ритуальные и магические обряды.

На севере Приамурья вблизи эвенкийского поселка Бомнак обнаружены еще две писаницы. Первая – небольшая пятиметровая скала, расположенная  в верховьях реки Зеи, несмотря на разрушения, хранит несколько  рисунков, выполненных бордово-оранжевой краской. О втором писаном камне рассказывал еще известный эвенкийский охотник и проводник Улукиткан. Расположен он в нескольких километрах от первого камня-скалы на косогоре, который клином вдается между ключом и рекой Онени и представляет собой большой конусообразный камень высотой около 15 метров. На лицевой его стороне, обращенной к реке, нанесены бордово-бурой краской изображения мужчин и женщин с ребенком между ними. Остальная поверхность камня покрыта множеством  рисунков зверей, птиц и рыб. Писаница имеет целый ряд входов внутрь. Один из них ведет в настоящую комнату, внутри которой тоже есть рисунки: выполненные в полный рост фигуры оленей, рисунки выбиты глубоко и хорошо сохранились, несмотря на следы многолетнего выветривания камня. Монета, найденная в культурном слое жертвенника писаницы, изготовлена в XI веке, что дает возможность датировать наскальные рисунки примерно этим периодом.

Для коренных жителей этих мест – эвенков – рыболовство, охота, оленеводство – не просто профессия или развлечение, а образ жизни. С давних времен эти три вида деятельности  составляли основу хозяйства древнего народа, были тесно связаны и взаимно дополняли друг друга. Олени использовались, в основном, как транспортное средство – на них кочевали по тайге к месту зимнего промысла, а весной подходили к рекам, где до осени промышляли рыболовством. Использование оленей давало возможность увеличения охотничьих угодий, что помогало в пушном промысле и охоте. Рацион питания тоже определяли охота и рыболовство: рыбу и мясо ели в свежем виде, готовили, вялили и сушили, заготавливая впрок. Пили оленье молоко. Обрабатывали шкуры животных и рыб и создавали из них утварь и одежду. Эвенки владели различными видами ремесел, изготавливая все необходимое в домашнем хозяйстве. Секреты мастерства, обычаи и традиции национальной культуры на эвенкийской земле бережно хранят и передают из поколения в поколение.

У эвенков очень давнее, ведущее начало от предков, бережное отношение к природе. Места особого почитания и уважения – водные источники: возле них нельзя сорить, шуметь, нельзя стирать в источнике. Существуют священные животные, которых не тронет ни один эвенкийский охотник, и даже священные деревья. Человек в тайге – гость, он не должен нарушать заведенный порядок, равновесие в природе.

Деятельность человека зачастую оказывает разрушающее действие на природу, но творческие ее проявления порой настолько гармонично вписываются в окружающий мир, что становятся его неотъемлемой частью.

Жаль, что в веренице монотонных будней мы порой перестаем замечать удивительные светлые моменты, которые дарит нам природа.  В предрассветный час в маленькой росинке на цветке можно увидеть весь окружающий тебя мир. А как прекрасен медленный плавный полет осенних листьев в безветренную погоду! Маленький герой повести Григория Федосеева (который несколько лет долго работал в этих местах  и посвятил им много литературных произведений, героями которых стали местные жители), затаив дыхание, слушал в ночном весеннем лесу щелканье распускающихся на деревьях почек… Это как нужно ощущать тонкую гармонию природы, быть с ней на одной волне, чтобы уметь видеть, слышать чувствовать, восхищаться тем, что делает нашу жизнь ярче и интереснее!

Остается только удивляться, как древние художники, находясь у творческих истоков и имея в наличии минимум средств, сумели донести до потомков такой кладезь информации: каким видели окружающий мир люди, жившие здесь в те далекие времена, о чем думали, что чувствовали, кому поклонялись. Благодаря им мы можем соприкоснуться с историческим прошлым, материальной и духовной культурой древних народностей, населявших Россию.

Евгения Штайн

Фото автора