Р. Хестанов: «Дубна – это город счастливых людей» Печать
27.07.2015 08:45

Летняя школа «Социокультурная морфология малого города» для студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» проходила в июле на базе Универсальной библиотеки ОИЯИ. В ней приняли участие 15 студентов 3­4­х курсов бакалавриата и магистратуры. На вопросы корреспондента ответил организатор – профессор Высшей школы экономики, философ, журналист, в 2007­2010­х годах заместитель главного редактора журнала «Русский репортер» Р. З. Хестанов.

Руслан Заурбекович, расскажите о целях и задачах школы.

­ «Высшая школа экономики» – учреждение образовательное, научно­исследовательский университет. И поэтому первая наша цель – после академических часов, связанных с теорией, которые преподавались в течение года,  «повести студентов в поле», чтобы они натренировали какие­то исследовательские навыки. Нужно уметь брать интервью – не журналистские, а этнографические. Нужно, чтобы они не боялись людей, потому что молодежь часто робеет перел людьми не своего возраста. Нужно, чтобы они умели  корректно, вежливо проводить опросы – научились этике общения. То есть одна из целей, которые мы ставим, – образовательная. Но, помимо этого, каждый из нас ведет еще исследовательскую работу. Скажем, мой коллега занимается неформальным сектором в сфере культуры – исследует досуговые культурные практики людей, не связанные с такими учреждениями, как клубы, библиотеки, за которые отвечают отделы культуры администрации города. Вы же знаете, эти учреждения у нас стагнируют, испытывают кризис, кризис миссии и так далее. Люди иначе проводят досуг, не так как им пытаются предложить государственные структуры. И это нас крайне интересует. Естественно, мы занимаемся изучением этих формальных структур – что за люди там работают, как устроена работа, насколько их деятельность адекватна той социальной среде, которая сейчас существует. Потому что иной раз среда, в которой они находятся, требует совершенно другой организации досуга.

­ Школа проработала несколько дней, и какие первые впечатления о нашем городе?

­ Мы только начали заниматься. Не могу сказать, что мы можем сделать какие­то научные обобщения, но конкретные впечатления уже есть. Подобного рода исследования мы проводили в городе Торжке, где население примерно 50 тысяч человек, и в Сатке Челябинской области – моногороде, который был создан вокруг металлургического завода. В каком­то смысле Дубна тоже моногород, образованный вокруг ОИЯИ. Но одно дело, когда градообразующее предприятие завод, другое – когда предприятие академическое, исследовательское. И нас интересует, в чем специфика, какой эффект на городскую среду это оказывает. А эффект чрезвычайно большой, с нашей точки зрения. И первое впечатление, которое у меня сложилось: Дубна – город счастливых людей. Это очень сильно отличает Дубну от городов, в которых мы побывали. Там, как правило, люди депрессивны, развито отходничество, когда люди уезжают работать на большой срок, отрываясь от семьи. Жители, как правило, не могут найти работу у себя в городе. Отходничество, как я понял, есть и у вас, но малого цикла: мы встречали людей, которые ездят в Москву на рабочую неделю, а на уикенд возвращаются домой. Другое дело, когда уезжают на три­шесть месяцев, иногда на год. Это оказывает негативный эффект на социальную жизнь. Чрезвычайно высок процент разводов в этих случаях. В Дубне такого нет, здесь гораздо более крепкие семьи, чем в Сатке. Там вообще главная проблема – занятость. Она, конечно, проявляется по всей России, и у вас есть. Но одержимого стремления найти работу, как в других городах, нет.

­ Это работа, а что можно сказать о досуге?

­ Если говорить об ОИЯИ, где работает примерно пять тысяч человек, то, как правило,  это люди, с энтузиазмом относящиеся к своей работе. То есть многие из них практически не нуждаются в организации досуга, потому что они продолжают работать и дома. Совсем другого рода труд у людей, например, на металлургическом предприятии. Для них это бремя, такую работу очень трудно любить. Здесь же люди любят свою работу, они не отчуждены от своего труда, поэтому они счастливые. Этот факт накладывает очень большой отпечаток на те же самые досуговые практики.

­ А учреждения культуры?

­ Отличается сама инфраструктура культурных учреждений. В Сатке или Торжке, если поедете, увидите, в каком чудовищном состоянии они находятся. Вы приходите в библиотеку и не видите ни одного посетителя. Совсем другая история в Дубне. В библиотеках есть читатели, организуются концерты классической музыки, из Москвы приезжают хорошие артисты, зал бывает полным. Это крайне редко наблюдается в малых городах и это тоже очень важный момент, который сильно отличает Дубну.

­ Что именно изучают в ВШЭ студенты, приехавшие на летнюю школу в Дубну? Какой факультет, специальности?

­ Недавно университет пережил перестройку. Раньше были отдельные факультеты истории, философии, филологии... 1 декабря 2014 года всех объединили в один факультет, который назвали гуманитарным. В состав факультета входят: школа философии, школа культурологии, школа исторических наук и так далее. В Дубну приехали студенты, которые  занимаются культурологией. Фактически поле наших исследований чрезвычайно обширно. Какой бы деятельностью человек ни занимался, имеется связанный с ней культурологический аспект. Те же физики, ученые могут быть объектом нашего исследования, с точки зрения их этноса, этики взаимоотношений, бытовых привычек, ментальных пристрастий. Предметом исследования может быть то, как они переживают свою повседневность и так далее. Нас крайне интересует повседневность ученых и других слоев населения, то есть под культурой мы понимаем не только искусство, а образ жизни. Отчасти это пересекается с тем, чем занимается современная антропология и этнография. И если раньше этнографы занимались экзотическими народами, то теперь мы сами, города, где мы живем, стали объектом этнографических и антропологических исследований.

­ Какова структура школы, кто проводит занятия?

­ Мы приглашаем сюда преподавателей, которые, как правило, читают методологические лекции: как брать интервью или как проводить социологическое исследование. Например, недавно у нас был специалист по архивам. Он рассказывал, как использовать в исследовательской работе архивы, в какие надо обращаться и так далее. А дальше ребята выходят на улицы и начинают делать то, что усвоили на лекциях, отрабатывать навыки.

­ После исследований вы давали рекомендации администрациям городов Торжка и Сатка?

­ В Челябинской области была проделана большая работа, мы написали концепцию для администрации Саткинского района – стратегию социально­культурного развития. У нас было много поездок туда, не только летняя школа. Очень большое подробное интервью взяли у представителей власти, представителей различных слоев населения. Фактически мы выполняли заказ. Эту концепцию приняли, область ее утвердила и, более того, эта концепция стала образцовой для Челябинской области. Одна из проблем заключается в том, что малые города задыхаются от недостатка финансирования. Другая – как организовать культурное развитие в городе в условиях большого оттока населения. У вас, по­моему, такой проблемы нет, даже наоборот. При оттоке населения, при старении населения, при чудовищной проблеме занятости и скудости ресурсов говорить о культурном развитии – чрезвычайно сложная задача.

В числе лекторов летней школы – российский издатель и публицист, один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер» в Москве, программный директор Международного московского открытого книжного фестиваля и член экспертного совета Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction Борис Александрович Куприянов. 11 июля он побывал в Дубне, где помимо лекции для школы была организована встреча с сотрудниками Универсальной библиотеки ОИЯИ.

Борис Александрович несколько лет занимался реформированием московских библиотек, обладает ценными знаниями и опытом по организации библиотечного дела, просветительской работе, фондам, хранилищам, электронным каталогам. В подарок нашей библиотеке он привез несколько изданий, в том числе иллюстрированную эрмитажную летопись
войны и Победы «Мы будем помнить эти годы…», книги, выпущенные фондом «Династия».

Директор Ирина Леонович и молодые сотрудники Мария Климова и Мария Пилипенко провели экскурсию, рассказали о разнообразных мероприятиях, участии в них жителей города. И, конечно, задавали много вопросов по устройству библиотек, опыту их работы, привлечению читателей, формированию фондов. Сходясь во мнении, что библиотеки не должны быть только местом хранения и выдачи книг, а должны служить помещением для лекций, дискуссий, познавательных занятий, участники встречи обсуждали преграды, которые мешают той или иной инициативе, говорили о снижении интереса к чтению, о целесообразности некоторых нововведений  и многом другом.

Специфика «Блохинки», как известно, заключается в ведомственной принадлежности Объединенному институту ядерных исследований. Здание строилось по болгарскому проекту и предназначалось изначально для библиотеки. Поэтому здесь предусмотрены все необходимые помещения для детского и взрослого отделений, уютные внутренние дворики. Более двадцати лет библиотека работает на хозрасчете, самостоятельно зарабатывает большую часть суммы, необходимой для ее содержания. Три года назад молодые сотрудники начали внедрять новые формы работы, организовывать необычные интересные мероприятия, акции, встречи, которые привлекают посетителей всех возрастов. Здесь даже создана детская комната, где малыши могут «переждать» концерт или лекцию, интересную их родителям. Вместе с тем есть читатели, которые ходят в «Блохинку» более 50 лет, и для них читальный зал или абонемент – неотъемлемая часть жизни.

В свою очередь, Борис Александрович поведал о своей мечте, которую не удалось реализовать в московских библиотеках, – организовать продленку для детей силами учителей­пенсионеров, которые помогали бы делать домашнее задание, особенно детям мигрантов. Он рассказал об опыте библиотек, организовавших кружковую работу с участием волонтеров, о том, как в некоторых районах столицы библиотеки из­за удаленности других учреждений становятся чуть ли не единственно доступными очагами культуры. В них работают клубы по интересам, собираются языковые, игровые сообщества. Один из самых необычных проектов –  дети учатся читать, читая собакам. «Подсмотрена» идея была в Финляндии, и пользуется очень большой популярностью. Много было рассказано об организации пространства, цвете интерьера, профессионализме сотрудников. Однако, считает
Б. Куприянов, каким бы ни был прекрасным коллектив, какими бы ни были чудесными библиографы, комплектаторы, люди, которые занимаются оцифровкой и автоматизацией, самый главный тот, кто сидит за кафедрой и встречает посетителей, от его доброжелательности и увлеченности зависит, будут приходить читатели или нет.

Галина МЯЛКОВСКАЯ

Фото автора