XII городские Рождественские чтения Печать
30.12.2014 13:27

В двенадцатый раз состоялись в Дубне образовательные Рождественские чтения. Посвящены они теме, которая в  наступающем году будет повсеместно обсуждаться и  осмысливаться  – это тысячелетие причисления великого князя Владимира, крестителя Руси, к лику равноапостольных.

В ноябре-­декабре в школах нашего города в рамках чтений по традиции прошли беседы, классные часы, открытые уроки, мастер­классы по изготовлению рождественской игрушки и т.д. Итоги совместной работы Дубненско­Талдомского благочиния и управления народного образования администрации города как обычно подвели в декабре , в канун Рождества.

Заместитель начальника горуно Г.В. Сушенцова, приветствуя участников чтений, отметила, что стало замечательной традицией ежегодно встречаться в стенах Дома учителя, где собрались директора и завучи школ города, педагоги,  представители духовенства – все те, кому не безразличны проблемы, связанные с духовным, нравственным воспитанием молодежи.

Конечно, констатировала Галина Владимировна, в Московской области немало сделано по развитию духовно-­нравственного воспитания и образования, на ее уровне принято решение о создании ассоциации педагогов духовно-­нравственной православной культуры. В Подмосковье и в нашем городе в рамках предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» изучаются духовное краеведение Подмосковья, основы православной культуры, развивается олимпиадное движение по предмету. В этом году 25 юных дубненцев приняли участие в олимпиаде  по духовному  краеведению Подмосковья, более 70­ти по основам православной культуры.

Вместе с тем она обратила внимание аудитории, что учителя сталкиваются с проблемами сегодняшнего дня, в том числе с ростом детской агрессивности, сохранением традиционных ценностей в семье, с моральным обликом взрослых, которые не всегда являются примером для подражания.

«Сегодня как никогда актуальна работа по культуре укрепления духа, думается, что тема, которая определена для совместной работы на предстоящий период «Благословенный выбор святого Владимира, крестителя Руси», поможет нам осмыслить важные исторические события, связанные, в том числе и с сегодняшним днем, на примере исторической личности  поможет осмыслить духовное становление, поиски человека», – заключила Галина Сушенцова.

Благочинный церквей Дубненско­Талдомского округа Владислав Бобиков поделился, что за время совместного сотрудничества сложились добрые отношения, и, считает он, сейчас как никогда необходимо усилить совместную работу. Чтобы больше уделить внимание основным принципам духовной нравственной жизни, которая сложилась на Руси с того времени, как равноапостольный князь Владимир сделал свой выбор в пользу принятия православной веры. Недоработка в этом направлении страшна.

«Мы можем воспитать большое количество физиков, математиков, но если не воспитаем настоящего человека, патриота своей родины, то неизвестно чем обернется такое пренебрежение к душе. Самое, может быть, маленькое, что может произойти – это некие цветные революции, которые перекраивают историю, переделывают отношение человека к жизни», – подытожил благочинный.

В заключение протоиерей Владислав Бобиков вручил грамоты учителям истории и обществознания, которые активно участвовали в совместных мероприятиях. За активное сотрудничество в деле духовно­нравственного воспитания учащихся, формирования интереса к отечественной истории и православной культуре, приобщение к национальным российским и общечеловеческим ценностям награждены: М.Н. Иванова (школа №7), Т.Н. Кузнецова (шк. №9),
В.А. Лапушкина (лицей №6), Л.В. Федорова (гимназия №11).

В серии докладов дубненские педагоги поделились опытом, что им удалось сделать на уроках в школе. Учитель истории и обществознания школы №1
Т.В. Окунева рассказала, как реализует курс основ православной культуры в рамках внеурочной деятельности ребятам 1­5 классов. О древнерусских монастырях и храмах – центрах просвещения и книжности поведала учитель искусства шк. №7 Л.А. Рябкова, о духовно­нравственном воспитании младших школьников на уроках литературного чтения говорила учитель начальных классов
О.В. Ермолаева.

Зарядиться духом радости, света и тепла помогли собравшимся Галина Пухова и Михаил Приходько – замечательный дуэт бардов, который исполняет чудесные песни на стихи Николая Рубцова, Давида Самойлова, Ларисы Миллер, Арсения Тарковского, Александра Ипатова и других авторов. Крепко берет за душу, когда в великолепном исполнении слышишь: «Очень люблю русский язык...  Просто на нем говорит ветер... Просто погосты на нем молчат...»

Дорога к храму

Кандидат богословия, кандидат культурологии, член Союза писателей Москвы, преподаватель авторского курса «Основы религиозной культуры» диакон Илия Кокин был гостем 12-­х городских Рождественских чтений. Он презентовал учительской аудитории учебное мультимедийное пособие «Дорога к храму».

В 2013 году за разработку (в составе авторского коллектива) этого пособия он стал победителем Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно­нравственного воспитания детей и молодежи».

«Зачастую, – сказал он, – в школе предлагают информацию вместо знаний. А в чем разница? Для того чтобы информация стала знанием, надо чтобы она была усвоена. Это помогают сделать мультимедийные пособия».

Вспомнил китайскую мудрость: «Расскажи мне, и я забуду, покажи  мне, и я запомню, дай сделать самостоятельно, и я пойму». Пособия «Дорога к храму» призваны помочь ребенку не только запомнить, но и понять, что такое православие, что такое православная культура. Для этого максимально используется принцип наглядности, интерактивности. Интересно и доступно рассказывается о православной вере ребятам разного возраста.

Взращивание души

С практической презентацией пособия мы познакомились, побывав перед чтениями на открытом уроке диакона Илии в школе №1, где, кроме хозяев, в актовом зале собрались шестиклассники из других школ левобережья. Мы наглядно увидели и услышали, как деликатно и ненавязчиво решается  благородная и многотрудная задача по взращиванию юной нравственной души.

В самом начале отец Илия предупредил ребят, что будет задавать много вопросов, что отсидеться им не удастся. Их, действительно, было множество, каждый плавно и постепенно подводил к конечной цели урока, которую поставил учитель.

Например, объяснение мира видимого и невидимого. Как можно это объяснить шестиклашкам?

– Вы хорошо знаете, как устроена ваша комната, где стоит стол, кровать. А благодаря чему вы так хорошо изучили свою комнату? – задал он первый вопрос.

– Мы там находимся, живем, – последовал ответ.

– И как вы общаетесь с комнатой?

– Мы ее часто видим...

Из всех наших чувств мы в первую очередь привыкли доверять зрению, благодаря которому больше всего и познаем окружающий мир. Если с кем­то спорим, то самым решающим доводом бывает выражение: «Да я своими глазами видел». Есть даже такое выражение «очевидные вещи».

А в любой ли ситуации можно доверять зрению на 100%? Может быть ситуация, когда мы глазами увидеть можем, а этого не существует? Ребята и с этим вопросом справились: «Фантазии, зрительный обман, сон, мираж, спецэффекты в кино».

– А теперь представьте себе обратную ситуацию, бывают такие вещи, когда мы точно знаем, что они есть, а увидеть их нельзя? – не отставал учитель.

– Чувства, звуки, музыка, запах (приходите домой, открываете дверь и с порога знаете: мама на обед приготовила  борщ).

– Мы, люди верующие, верим, знаем, что существует целый огромный невидимый мир, населенный разумными существами, какие­то из них добрые, какие­то злые, пытаются помешать, навредить, и все, что происходит в невидимом мире, проявляется в этом мире.

Далее ребята на интерактивной доске искали четыре слова, которыми обозначаются существа, населяющие невидимый мир. Они выходили к доске и обводили увиденные слова: Бог, ангел, душа, бес. Потом расставили их по старшинству: Бог сотворил наш мир, он всемогущий и премудрый, все, что происходит в этом мире, наделено особым смыслом, особой мудростью.  Ангелы – бесплотные люди, которые помогают Богу заботиться об этом мире, у каждого есть ангел­хранитель, мы никогда не бываем одинокими. На третью строчку шестиклассники поставили душу.

– Как вы думаете, у кого есть душа?

– У всех. У людей.

– Давайте разберемся. У людей есть душа, к этому суждению нет никаких претензий. А у животных есть душа?

– Да. Нет. У них инстинкт, – мнения школьников разделились.

– В Библии­то недвусмысленно сказано, что у животных душа есть. На самом деле вопрос спорный и даже среди отцов церкви по этому поводу мнения неоднозначные. Попадаются и такие: душа есть у растений, потому что они растут, дышат...

Затем ребята отыскали близких родственников бесов из перечисленных существ. Бесы – это падшие ангелы, они когда­то были светлыми существами и служили Богу. Но он дал им свободу, которая предполагает выбор: если будем служить добру, будем подобны ангелу, злу – уподобимся бесам.

И про чудо успели на уроке поговорить, и про веру, и устройство храма обсудили (помогают нам вступить в общение с невидимым миром и иконы, и богослужение и проповедь, и церковное пение и запах ладана). Поговорили и о том, как можем обратиться к Богу (помолившись), и о том, как Бог может обратиться к человеку. А завершил урок мультфильм (их, кстати, было несколько) про пророка  Иону.

Татьяна КРЮКОВА

Фото Юрия ТАРАКАНОВА