Ракеты и водный туризм Печать
22.08.2013 06:50

Два любимых дела, без которых главный инженер Дубненского машиностроительного завода им. Н.П.Федорова Владимир Павлович Усеня свою жизнь просто не мыслит. Около сорока лет он профессионально занимается ракетами и туризмом.

Надо признать,  приоритет, конечно, имеет первое – это работа, ей уделяется всё основное время, кроме, конечно, отпускного, посвященного походам на байдарках, катамаранах и прочих плавсредствах по рекам нашей бескрайней России.

В это воскресенье Владимир Павлович отметит свой 60­-летний юбилей. Накануне мы побывали на заводе, встретились с юбиляром.

Школа КБ

"Родился я в Кемеровской области, в Сибири, в городе Прокопьевске, ­ делится Владимир Павлович. – Окончил Новосибирский электротехнический институт, физтех. В 1975 году приехал в Дубну, начал работать в Дубненском производственно ­ конструкторском объединении "Радуга", куда входили и завод, и конструкторское бюро. Возглавлял его Н.П.Федоров, имя которого сейчас носит ДМЗ".

Молодой инженер попал в подразделение ОК7, которое занималось электроспецоборудованием, начинкой выпускаемых изделий, причем от написания технического задания вплоть до сдачи их в эксплуатацию. То есть отделение давало изделию путевку в жизнь.

Работать здесь было очень интересно, тем более что как раз в то время началась разработка знаменитой ракеты Х55, и Владимиру повезло: он, что называется, попал на нее с самого начала. Работа затянула...

Практически по 1983 год, когда Х55 была сдана в серию, проходили испытания, причем работа велась совместно специалистами завода и КБ: ракета собиралась в цехах завода, отрабатывалась, испытания в Жуковском тоже проводили совместно. Примерно три­четыре месяца занимались с одной ракетой.

"Нам, к сожалению,  приходилось догонять американцев, ­ вспоминает Владимир Павлович, ­ потому что они начали работы над ракетой аналогичного класса "Томагавк" раньше, но мы их догнали и в заданные сроки сдали изделие в эксплуатацию.

Х55, конечно, любимица, которая, как оказалось, прошла через всю жизнь (потом были различные модификации, новые изделия на ее базе). Сейчас, кстати, ракета опять в серию попала, и мы ее ремонтируем – по закону положено через определенное время проводить работы по продлению срока службы, ремонты".

Школу, которую прошел молодой специалист, работая в конструкторском бюро, сложно переоценить – уровень ее очень высок. Еще одна школа, пройденная Владимиром Павловичем, – это летные испытания, которые научили его самостоятельно принимать решения. В то время, когда не было мобильных телефонов, а по обычному телефону, учитывая степень секретности, открыто тоже нельзя было поговорить, приходилось брать на себя важные решения.

Когда руководство и специалисты оставались за много километров, а от тебя зависела  судьба изделия: считаешь, что все готово – подписываешь  соответствующие документы, но если завтра произойдет нештатная ситуация, то произойдет это в первую очередь по твоей вине. То есть ответственность за принятое решение лежит полностью на тебе. Хорошая школа для будущего руководителя. Кстати, В.П.Усеня в 1992 году возглавил отделение ОКП­7 и впервые в истории подразделения стал самым молодым начальником.

Пришел
поставить
ДМЗ на ноги

В 2005 году руководитель ДМЗ И.Н.Федоров попросил Владимира Павловича помочь ему восстановить производство на Дубненском машзаводе, который очень сильно лихорадило в перестроечное время, но что самое главное: завод ушел от традиционной тематики – ракет.

"Когда я пришел на ДМЗ, ­ отмечает главный инженер, ­ у нас практически не было завязок с оборонкой. Заказы были на нуле. Но начиная с этого времени началось переоборудование завода, купили фрезерные станки. Получили первые оборонные заказы на ремонт крылатых ракет Х55, Х22 и большой комплекс работ по новым направлениям. Считаю, что в целом с задачей справились: в настоящее время практически полностью восстановили наше оборонное направление – оно основное, определяющее".

Преобразование началось, когда директором завода был И.Н.Федоров, продолжилось при С.Г.Никольском, и сейчас многое уже сделал С.А.Дацко, который руководит предприятием больше года. Началось преобразование новых участков цехов, освоение новых направлений производства.

Как вспоминает Владимир Павлович, когда он пришел сюда, ему, в принципе, было очень легко. Во­-первых, он считает, что не менял предприятие: пришел в объединение, в нем и остался, правда, объединение официально разрушилось. Однако со специалистами конструкторского бюро они тесно общаются, связи никогда не теряли и сейчас довольно плотно и активно работают.

Вторая причина, почему переход не был тяжелым: здесь, на заводе, до сих пор уважают, любят и ценят его отца, Павла Григорьевича Усеню, который в свое время был заместителем Н.П.Федорова. Это, безусловно, помогло завоевать определенные позиции, все­таки в КБ он занимался разработкой изделий, а здесь надо было налаживать серийное производство.

Про ДМЗ говорят, что он может изготовить все что угодно в одном экземпляре как минимум. Здесь тоже мощный коллектив и база, но, к сожалению, перестройка досталась заводу гораздо тяжелее. Тем не менее, костяк коллектива сохранился, главное, есть кому передавать опыт.

Правда, единственное, с молодежью не все просто. Когда­то у завода был техникум, то есть он сам себе готовил кадры. В годы перестройки все нарушилось, но в настоящее время это восстанавливается: ДМЗ заключает договора с нашим университетом, с другими вузами страны, смотрят, как организовать средний уровень рабочих, специалистов, техников.

"Был определенный перерыв, когда не было кадров, как­будто война какая­то прошла, и профессионалы оказались кто в торговле, кто еще где­то. Слава богу, что сейчас молодые специалисты приходят, в их глазах вижу огонь. Им интересно, но и цену себе они знают", ­ говорит юбиляр.

Уникальная
площадка

Личного времени с переходом на завод у Владимира Павловича, конечно, не прибавилось. Здесь он тоже основательную школу прошел: был и главным конструктором, и заместителем генерального директора, и исполнительным директором, и замом  генерального по гособоронзаказу, и главным инженером.

Если посмотреть, начиная с 2005 года практически каждый год завод отмечал рост оборота, причем ощутимый: каждый год в полтора раза. В этом году, например, предприятие выходит на 2,5 млрд рублей – хорошая цифра.

– Освоили и другое направление: то, что отправляется в эксплуатацию, не забывается. Идет сервисное и гарантийное обслуживание, в настоящее время организуются специальные центры по сервису, причем это исключительно инициатива предприятия, проводится мониторинг, ведь свое оборудование специалисты ДМЗ знают лучше, чем, к примеру, в столичном управлении.

"Хотел бы обратить внимание, что наша площадка уникальная: мы всегда занимались в основном стратегическим оружием для дальней авиации. Этого у нас в стране никто больше не делает.

В дальней авиации три самолета, это мои любимцы, стратегические бомбардировщики Ту­160, Ту­95, Ту­22. Управляемые ракеты делаем только мы. Разработчик – ГосМКБ «Радуга», изготовитель – ДМЗ им. Н.П.Федорова. Конечно, мы производим ракеты и вооружение еще для другого класса – для тактико­фронтовой авиации, но здесь мы не единственные", ­ акцентировал Владимир Павлович.

­ У вас есть возможность выходить со своей продукцией на зарубежные рынки? – спросили мы.

­ Если мы возьмем вооружение для фронтовой авиации, то оно такие выходы имеет. Стратегическое оружие для дальней авиации – это другой уровень. Нет у нас по основной тематике зарубежных заказов, и, поверьте, поскольку оружие делаем только мы, оно не продается. И это правильно, потому что оно отвечает за обороноспособность страны.

­ Можно сказать, что ДМЗ в последнее время встает на ноги?

­ Без всякого сомнения. Во­-первых, мы восстановили традиционную тематику, во-­вторых, работаем с самолетчиками (мы соисполнители работ у ОКБ Сухого, Микояна). Самолетное направление, в принципе, у нас тоже традиционное. Если вспомнить, завод создавался в свое время как изготовитель гидросамолетов. В-­третьих, сейчас занимаемся РТИ­системами, делаем не только планер, но и начинку для него.

Походная
жизнь

Вспомнил Владимир Павлович, как молодые инженеры работали круглыми сутками, когда разрабатывалась ракета Х55. Ставили раскладушки и по очереди спали. Оформляли так называемый свободный проход (приходили в первую смену ровно в 7:30, заканчивали  ровно в 16:30, а вторую и третью смену был свободный проход). Поэтому, когда в воскресенье заканчивали работу в 6­7 часов утра, он приходил на работу в понедельник в 10­11, приходилось писать объяснительную, почему опоздал.

­ А вы говорите, личная жизнь, ­ смеется главный инженер. ­ Это, конечно, шутка, а так мое увлечение – это водный туризм. Длительное время занимался, даже сейчас иногда с друзьями удается вырваться на недельку. Часто не получается: раз в два­три года.

­ Какие маршруты были, где побывали?

­ Вы спросите, где я не был. Нас не выпускали на Запад, а Россию всю исколесили: Карелия, Мурманская, Архангельская области, Карпаты, Кавказ, Тянь­Шань, Памир, Алтай, Сибирь, Дальний Восток, Камчатка – всего и не перечислишь. Причем во многих местах были не по одному разу. На Кавказе, например, раз 20 был в турпоходе, в Карпатах тоже, на Урале.

Получали звания, участвовали в чемпионатах России, области, были чемпионами Московской области, призерами российских соревнований. У нас, кстати, очень сильная команда. В походы ходили смешанными группами: были ребята из Москвы, из Подмосковья, из других городов России.

­ Какие походы запомнились больше всего? Может быть, место, которое поразило?

­  Пожалуй, это Таймыр, Путорана. В переводе на русский –  «страна водопадов». Представьте, все речки, все ручейки ­ это водопады. Река шириной с нашу Волгу в Дубне падает на 20 метров…

Плато Путорана ­ наиболее приподнятый и сильно расчленённый массив Среднесибирского плоскогорья, в верховьях рек Пясина, Хета и бассейне правых притоков Нижней Тунгуски.

­ В этом году удалось выбраться в поход?

­ Нет, но мы в прошлом году ходили в Архангельскую область, по­прежнему ходим в категорийные походы, а это не только отдых, не только рыбалка – это преодоление строптивости водной стихии: мели, перекаты, пороги. Я хожу в походы 5­й категории сложности, а это риск и опасность.

Кстати, главный инженер ДМЗ со своей супругой (сейчас она работает в ГосМКБ «Радуга») познакомился в походе, в их семье две прекрасных дочери, одна окончила в столице финансовую академию при правительстве России и сейчас трудится по специальности, вторая еще студентка, учится в Плехановском институте.

В свободное время летом, которого катастрофически не хватает, юбиляр любит половить рыбку на спиннинг. Зимой один из выходных дней он тоже посвящает рыбалке…

Татьяна КРЮКОВА

Фото Юрия ТАРАКАНОВА

 

P.S. Редакция газеты "Встреча" поздравляет Владимира Павловича с юбилеем. Пусть его жизнь будет столь же интересной и насыщенной, пусть удаются все начинания, а любимые занятия радуют и окрыляют!