В небе – лучшие ассы Печать
15.08.2013 07:16

В небе над Кимрским районом три дня ревели авиационные двигатели. На аэродроме Борки прошел Открытый чемпионат России по вертолетному спорту. В искусстве управления винтокрылыми машинами там состязались лучшие пилоты мира: маститые военные летчики и члены гражданских авиаклубов. Наряду с действующими призерами российских и зарубежных чемпионатов за медали боролись также и молодые спортсмены: перворазрядники и кандидаты в мастера спорта.

Открытый чемпионат России по вертолетному спорту собрал около тридцати экипажей из нашей страны, а также из Украины, Беларуси и Польши. Многие спортсмены прибыли на аэродром на собственных вертолетах.

Свою винтокрылую машину пригнали даже украинские участники. Организаторы предоставили вертолеты только белорусам и полякам, которые приехали на аэродром Борки за два дня до начала стартов, чтобы изучить район полетов и познакомиться с соперниками. Для спортсменов из Польши эти соревнования имеют особое значение: в 2015 году им предстоит принимать в своей стране следующий Чемпионат мира по вертолетному спорту. Их главная задача – перенять опыт российских коллег.

«Русские команды лучше всех. Мы видим это, когда приезжаем, – говорит капитан сборной Польши по вертолетному спорту Марцин Шамборски. ­ Мы знаем это и приезжаем за тем, чтобы посмотреть, как летают лучшие пилоты в мире».

Открытый чемпионат России по вертолетному спорту проводится в полном соответствии с правилами чемпионатов мира. Программа включает четыре дисциплины. Самое зрелищное упражнение – «вертолетный слалом». Экипаж воздушного судна должен с помощью длинной веревки набрать из бочки ведро воды, пронести его через 12 узких ворот и поставить на стол. А вот «навигация» считается одним из самых сложных упражнений. Задача команды – пролететь 90­километровый маршрут, ориентируясь с высоты птичьего полета только по компасу и карте.

Все упражнения соревнований основаны на элементах поисково-­спасательных операций и требуют от спортсменов безупречной техники пилотирования, ювелирного владения вертолетом и полного взаимопонимания в экипаже. Только так авиаторы могут пролететь по размеченному маршруту всего лишь в двух метрах от земли и посадить винтокрылый агрегат на линию толщиной в пять сантиметров. Кто выполнит упражнения быстрее и точнее, тот наберет больше баллов, а значит, будет иметь все шансы на победу.

«Соперников заранее не изучаем, зачастую видим их впервые только на соревнованиях, – рассказала участница соревнований чемпионка мира 2008 года по вертолетному спорту Елена Прокофьева.  ­ Сами тренируемся – выполняем такие же  упражнения. У нас проходят двухнедельные сборы. Любители «Робинсонов» тоже постоянно тренируются ­ подготовка идет тщательная».

На Чемпионате по вертолетному спорту женщины состязаются наравне с мужчинами. Здесь вообще много и смешанных экипажей, и тех, что состоят только из представительниц прекрасной половины человечества. Девушки, оказывается, тоже отлично управляются с мощными винтокрылыми машинами.

«Вертолет – удивительная машина. Она требует ювелирной техники пилотирования, очень профессионального владения, – поясняет президент Федерации вертолетного спорта России Ирина Грушина. ­ А девушки по природе очень аккуратные, очень внимательные. И они блестяще управляют вертолетами».

…В небо над аэродромом взмывают два типа вертолетов: российские Ми­-2, производство которых началось еще в шестидесятых годах, и американские «Робинсоны», разработанные чуть более двадцати лет назад. По многим параметрам зарубежная техника превосходит отечественную, однако это не влияет на результаты чемпионата.

«У «Робинсона» поршневой двигатель, у МИ­2 два газотурбинных двигателя. И «Робинсон» легче… – объяснил представитель пилотажной группы «Беркуты» Дмитрий Меняйло. ­ Казалось бы, «Робинсон» должен выигрывать во всем. Но все зависит от рук пилота. Наши ребята неоднократно доказывают: главное не вертолет, а руки и голова».

Российские спортсмены побеждают практически во всех чемпионатах мира по вертолетному спорту. Вот уже тридцать лет подряд им нет равных на планете. Только за последнее десятилетие наши соотечественники завоевали больше пятидесяти медалей на самых престижных соревнованиях.

«Белорусская команда представлена молодыми летчиками. Это сыновья и дочери наших товарищей по команде советского союза, – продолжает президент Федерации вертолетного спорта России Ирина Грушина. ­ Они нам уже составляют серьезную конкуренцию. Владимир Бугаев, который выступает с опытным штурманом Грищенко, завоевал первое место на чемпионате мира среди юниоров. Это тоже очень серьезная победа. Они выступают ровно, и я думаю, что в следующем году Беларусь составит нам серьезную конкуренцию. Мы видим, как в мире подрастает поколение, с которым нам придется сложно сражаться. Но пока, конечно, мы здесь сильнейшие».

Российские летчики подтвердили свой статус на этом чемпионате. В полете на точность лучший результат показали Алексей Майоров и Сергей Костин. В упражнении «Навигация» наибольшее число баллов набрали Андрей Орехов и Виктор Калинин. Экипаж Виктора Дегтяря и Петра Васильева стал первым в дисциплине «Слалом». По результатам всех упражнений на чемпионате в личном зачете первое место завоевали Максим Сотников и Олег Пуоджюкас. В командном первенстве победа досталась представителям Военного учебно-­научного центра Военно-­воздушных сил России.

Глеб СОБОЛЕВ

Фото Юрия ТАРАКАНОВА