Комсомол – это годы необычайно высокого духовного подъёма Печать
13.12.2018 00:00

Вальк Екатерина Константиновна, известный педагог, учитель географии в школах Калининской области и г.Дубны (1970-2016 гг.), комсомолка 60-70-х годов, в 1971-1973 гг. - освобожденный секретарь комсомольской организации профтехучилища г. Лихославля, отличник народного просвещения РФ, лауреат педагогической премии губернатора Московской области.

Вспоминая свою комсомольскую юность, всегда начинаю напевать слова известной в 70-е годы песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова :

«Заветной весны высота не взята,

И надо с дороги не сбиться.

Мечта наша, гордая наша мечта,

Ты можешь на нас положиться!

Мы пройдем сквозь шторм и дым,

Станет небо голубым…

Не расстанусь с комсомолом,

Буду вечно молодым!

Не расстанусь с комсомолом,

Буду вечно молодым!»

Эту песню пели комсомольцы, когда я начала работать учителем в школе.

А с чего всё начиналось? Конечно, началось со школы, где я была октябрёнком и с гордостью носила звёздочку с юным Ильичом. А потом был пионерский период, который для меня начался с торжественной линейки у памятника В.И. Ленину в городе Лихославле Калининской области в майский солнечный день: нам повязали пионерские галстуки наши шефы-комсомольцы с завода «Светотехника».

Алый галстук для нашего поколения - это символ нашей Родины, победившей фашистов под красным флагом (мой отец - ветеран, инвалид Великой Отечественной войны, был ранен в бою за наше мирное небо, поэтому мы знали о той страшной войне не понаслышке). Как писал поэт Степан Щипачёв: «Как повяжешь галстук, береги его: он ведь с красным знаменем цвета одного...» Мы хорошо знали, что три конца пионерского галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: пионеров, комсомольцев и коммунистов. И я прошла через все эти этапы и горжусь этим.

В 14 лет я стала комсомолкой. Этот день до сир пор яркое событие в моей жизни. Помню морозный январский день, когда я с большим волнением предстала перед комсомольским бюро райкома комсомола, отвечала на все вопросы по Уставу ВЛКСМ, о событиях в стране и мире, а потом, не чувствуя под собой ног от радости, бежала домой с комсомольским билетом и значком на груди. Мама по этому случаю напекла пирогов. Мой отец и мама всегда поддерживали меня в моём стремлении идти в ногу со временем. Мама - простая труженица без среднего образования - война помешала учиться дальше, в военные годы колесила по стране и ремонтировала рельсы после немецких бомбёжек, так доехала до Сибири, где встретила моего отца, где я и родилась. Позже семья переехала в Лихославль.

Все тогда верили, что будет всё преодолено и мы будем жить всё лучше и лучше. Так и было, я помню, как постепенно жизнь менялась к лучшему: исчезали очереди за хлебом, восстанавливались разрушенные города и сёла, люди оттаивали душой. Это было особенно заметно в праздники, когда родные пели песни за столом, танцевали, шутили, хотя им приходилось много трудиться, чтобы обеспечить семью необходимым. Но я не помню, чтобы от голода умирали соседи или мы голодали: все работали, был свой огородик, отец ловил рыбу и в выходные дни ходил на охоту на уток. Вместе с родителями мы ходили в лес за грибами и ягодами. Родители были примером трудолюбия, поэтому нам несложно было и учиться, и родителям помогать, и выполнять комсомольские поручения.

Это были практические дела: сбор макулатуры, который позволял беречь лес (будучи взрослыми, мы сдавали макулатуру, чтобы купить интересные книги), а сбор металлолома превращался в весёлую игру-путешествие по улицам города в поисках «железок». А какая была гордость за этот труд, когда появлялись вагоны и трамваи, на которых было написано:«Сделано из металлолома, собранного пионерами и комсомольцами».

А разве можно забыть комсомольские субботники, в ходе которых улицы становились чистыми и нарядными от первой весенней зелени, в городе возникали новые аллеи, парк у дома культуры. А однажды весной в школе появился фруктовый сад: каждый ученик посадил свою яблоньку и ухаживал за ней до окончания школы (я до сир пор помню, что моя яблонька была пятой во втором ряду). И всегда эти мероприятия сопровождались задорными русскими и патриотическими песнями. Так ковалась наша дружба, верность, ответственность за общее дело, за свой коллектив, девизом которого были слова:«Один за всех, все за одного!»

Другим важным поручением для пионеров и комсомольцев было шефство над младшими: комсомольцы завода «Светотехника» и военнослужащие воинской части были шефами в школах (запомнились совместные концерты с солдатами, их рассказы о службе, помощь в подготовке к службе наших мальчиков), а в школах пионеры помогали октябрятам, комсомольцы - пионерам в учёбе, в организации сборов, школьных утренников и вечеров. Благодаря этому мы учились первым навыкам управления, организации мероприятий. Я всё это прошла: была звеньевой и председателем пионерского отряда, потом членом классного и школьного комитета комсомола в школе, членом редколлегий газет в классе и школе.

Тогда многих привлекали к написанию заметок для газет по разной тематике, что наряду с уроками формировали умение освещать события, высказывать своё мнение о них. А тех, кто пытался нарушить заповеди пионеров и комсомольцев, ярко, остро, с юмором высмеивали в «Молниях», которые выпускались в классных уголках. Но самое страшное было попасть в общешкольный выпуск по горячим следам школьных событий. Вся школа начинала обсуждать «героев» произошедшего. Это был действенный метод борьбы с разными нарушителями и неуспевающими учениками. Вот так школа и комсомол определили мой выбор профессии - стать учителем. Между прочим, из нашего класса семь человек стали учителями и проработали всю жизнь в образовании. Мы иногда встречаемся, последняя встреча состоялась спустя 52 года после окончания школы. Это ли не замечательный результат эффективного воспитания школьников и молодёжи, проводимого в советское время?!

После окончания средней школы я стала студенткой пединститута им. М.И. Калинина (ныне ТГУ, г. Тверь), где наряду с учёбой тоже проводилась большая работа по вовлечению студентов в разные клубы по интересам. Выбрала туристический комсомольский клуб «Тверь», благодаря которому много путешествовала по родному краю пешком, на велосипедах, на лыжах, но особенно яркие впечатления остались, конечно, от походов по горам Кавказа.

Эти годы незабываемы - они олицетворяют нашу комсомольскую молодость со стремлением узнать нашу страну, приобрести навыки жизни в походных условиях, учиться преодолевать трудности на маршрутах, ощутить плечо друга в непредвиденных ситуациях. А по вечерам, у костра, песни под гитару и незабываемая атмосфера душевности и осознание того, что мы вместе взяли ещё одну высоту и морально, и буквально (на Западном Кавказе добрались до перевала Алибек на высоте 3168 м, прошли через Клухорский перевал, где на высоте 2781 м в 1942 году войска 46-го Закавказского фронта вели ожесточённые бои с фашистами за взятие этого перевала). Там установлен обелиск в память о погибших советских воинах, у которого мы побывали и почтили их память, что оставило неизгладимый след в моей душе.

Мы, студенты-комсомольцы КГПИ, проходили физико-экономическую практику на Кольском полуострове, которая позволила изучать географию не по учебникам: побывали, кроме гор, и на предприятиях в разных городах, и в карьере, где добывают железную руду, и в порту г. Мурманска. Это мне потом очень помогало на уроках географии, в комсомольской и в туристко-краеведческой работе в учебных заведениях: я могла сослаться на этот опыт, обучая и воспитывая у детей любовь к родному краю, к нашей Отчизне, к нашей многоликой планете.

После окончания института я работала учителем географии, биологии и химии в деревне Тарасовка Кувшиновского района Калининской области. В 1970 году весь наш выпуск был распределён в сельскую местность по области. Конечно, не всем нравилось работать в деревне, но для села очень важно было прибытие молодых специалистов, которые не только учили детей в школе, но буквально просвещали всё население. Со мной, тоже по распределению, прибыла и учительница русского языка и литературы В.С.Синицына.

Являясь учителями-комсомольцами, мы выполняли наряду с педагогической работой и свою общественную просветительскую миссию. Утром перед работой приходили 1-2 раза в неделю в правление, где собирались все работники деревни для получения трудовых заданий, и проводили политинформации, а по вечерам в клубе читали лекции на разные темы, участвовали в художественной самодеятельности. В период выборов в органы власти все учителя как уважаемая, наиболее образованная часть населения леспромхоза, куда входила деревня, являлись членами выборных комиссий. Комсомольцы были примером во всём. Однажды мы решили пробежаться по просёлочной дороге после работы, и это вызвало такой интерес у школьников, что за нами побежала чуть ли не вся детвора деревни. Потом нам пришлось бегать до самых осенних дождей, чтобы не терять авторитет у своих учеников.

Через год я вышла замуж, и меня перевели в Лихославль, где предложили поработать в штате местного райкома комсомола освобождённым секретарём комсомольской организации швейного училища (ГПТУ №25). Также я была избрана в бюро райкома. Для повышения квалификации меня направили учиться в Новгородскую зональную комсомольскую школу северо-запада страны и Калининской, Смоленской областей, где собрали комсомольских секретарей профтехучилищ. Я оказалась среди активных, жизнерадостных молодых людей, у которых при обсуждении любых вопросов загорались глаза: одни делились свом опытом, другие с огромным интересом учились у них. Этот месяц в Новгороде пропитал меня комсомольским энтузиазмом, желанием улучшать нашу жизнь.

Два года работы в самой гуще комсомола города и района запомнились мне как годы необычайно высокого духовного подъёма, так как, кроме налаживания комсомольской работы в училище и в общежитии, где жили студенты, приходилось участвовать в работе райкома комсомола, обсуждать наболевшие вопросы работы с молодёжью, ездить по деревням и посёлкам района с целью проверки и оказания помощи местным комсомольским организациям и ячейкам в их работе по выполнению взятых на себя обязательств, готовить комсомольские конференции. Именно в эти годы мы пели комсомольские песни, которые действительно вдохновляли на преодоление разных трудностей, которых тогда было достаточно. А заключительной песней чаще всего и была песня, с которой я начала свои воспоминания. Нам тогда действительно казалось, что мы не расстанемся с комсомолом и будем «вечно молодыми».

Так ковалась наша идейная платформа, в основе которой было понимание величия нашей Родины, гордость за страну и любовь к ней. Эта идейность помогала бороться с проблемами в жизни, которых было немало, и верить в то, что мы всё преодолеем.

Такая комсомольская закалка мне помогла и в дальнейшей работе в школах №2 и №7 в Дубне. В этот город мы с семьёй приехали в 1978 году. Здесь благодаря политике правительства, направленной на улучшение жилья работников предприятий, в нашем случае завода «Тензор», супруг получил для нас новую квартиру. Ощущение счастья от этого события не покидало нас многие годы.

Работая учителем, классным руководителем, руководителем школьного туристического кружка, я старалась использовать накопленный комсомольский опыт, заряжая задором и жизнелюбием своих учеников во внеклассной работе. Проводила многочисленные мероприятия, посвящённые советским праздникам, организовывала поездки в театры, музеи, участие в конференциях, фестивалях, смотрах песни и строя, выпуски стенгазет и боевых листков во время учений по гражданской обороне, участие в пионерской игре «Зарница» и комсомольской - «Орлёнок», городской этап которой тогда проводился на базе высшего военного училища.

Остановлюсь только на некоторых событиях в своей внеклассной работе, на туристическом направлении, так как в годы комсомольской юности я накопила определённый опыт в этом и хотелось все свои знания и практические умения передать своим ученикам. В туристко-краеведческой работе неоценимую помощь мне оказал известный организатор детского туризма в Дубне Н.Н.Блинников, который возглавлял городской туристический клуб для школьников «Сполох», а туристический кружок школы №7 под моим руководством был частью этого клуба.

Команда нашей школы, ядро которой многие годы составляли ученики моего класса, занимала призовые места в городе и даже в области по спортивному ориентированию, по выполнению многих туристических заданий.

Туристко-краеведческое направление в воспитании школьников и молодёжи являлось одним из важных в учебных заведениях нашей страны. Туристические походы - это не только прогулки по лесу с целью укрепления здоровья, но и воспитание любви к своему краю, красоте природы, это память о героях, отдавших жизнь за нашу страну, возможность учиться, трудиться и добиваться поставленных целей.

Мой класс принимал активное участие в туристических слётах, во время которых проводились различные соревнования, наиболее интересным было спортивное ориентирование .

Школьные годы пролетают быстро. Наступил и для моего класса последний школьный звонок, выпускные экзамены. Прощай школа, здравствуй новая взрослая жизнь! Было очень грустно расставаться с моими ребятами. Потом было классное руководство в других классах, и все они оставили след в моей душе. Но этот первый выпуск, с которым я шла к выпуску восемь лет, конечно, мне особенно дорог. Были, конечно, и трудности, но мы их вместе преодолевали и в итоге до сир пор общаемся, и я испытываю огромную радость от сознания, что мой труд был не напрасен. А ведь всё начиналось в моем пионерском детстве и комсомольской юности!

Выпуск 1988 года, с которым мы встречаемся каждый год, и каждый раз при встрече с ними с большим удовлетворением я слышу слова благодарности от своих бывших учеников за интересную, наполненную яркими событиями школьную жизнь, которая способствовала тому, что школьная дружба и сейчас жива и помогает в разных жизненных ситуациях.

Вы обратили внимание на параллель в жизни: то, что я получила в свои комсомольские годы, я старалась внедрить в своей преподавательской деятельности, и, по-моему, неплохо получилось!

Конечно, в советском обществе была и излишняя заорганизованность, и другие негативные моменты в нашей стране, но главное - преобладали такие моральные качества у людей, как дружба, коллективизм, взаимопомощь, интернационализм, гордость за свою страну, вера большинства людей в идеалы коммунизма. И ведь, действительно, жизнь улучшалась на наших глазах: исчезали очереди за хлебом, снижались цены на продукты, улучшались жилищные условия людей, строились новые заводы и фабрики, поднималась целина, и комсомольцы во главе с коммунистами были везде первыми. Этого нельзя забывать, это наша юность, молодость, это наша жизнь, и назад не вернуться. Надо идти вперёд, но надо брать всё лучшее из нашего прошлого!

Екатерина ВАЛЬК, комсомолка 60-70-х гг., секретарь комсомольской организации ПТУ 1971-1973 гг.