Визит губернатора в Дубну. Предметный разговор Печать
13.07.2012 10:10

6 июля наш город с рабочим визитом посетил губернатор Московской области С.К.Шойгу. Он побывал на обеих площадках Особой экономический зоны, осмотрел научно-производственный комплекс «Бета», выполнил почетную миссию: заложил  капсулу с посланием потомкам в будущий фундамент нового производственного комплекса «Гамма», провел совещание по вопросам развития городского округа Дубна и ОЭЗ.

 

«Бета» плюс «Гамма»

Губернатору представили технологию, разработанную НПК «Бета» совместно с Лабораторией ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований, и  позволяющую производить высокочувствительные фильтры  –  трековые мембраны для каскадной очистки плазмы крови.
С ее реализацией медики получили возможность удалять не всю плазму, а только содержащиеся в ней вредные вещества, сохраняя полезные компоненты. Причем мембраны компактнее импортных, в четыре раза дешевле зарубежных аналогов. «Области отдадим по себестоимости», – прозвучало предложение директора комплекса…
Спустя минуту губернатор решает закупить крайне важные аппараты для областной системы здравоохранения. «Пригодятся не только для лечения, но и для профилактики многих заболеваний», - пояснил свое решение Сергей Шойгу.
Пуск «Беты» запланирован на 2013 год, годовая мощность нового производства составит 1,6 млн новых плазмафильтров с диаметром пор от 20 до 100 нанометров, изготовленных по уникальной технологии.
НПК «Гамма» – этот проект группа компаний «КОНКОР» реализует совместно с корпорацией «Fresenius Medical Care» (Германия), для чего было создано совместное предприятие «ФРЕРУС», получившее статус резидента Особой экономической зоны «Дубна».
Комплекс будет производить широкий спектр продукции для проведения процедур заместительной почечной терапии (гемодиализа), включая капиллярные диализаторы, или диализные фильтры, на основе синтетических наномембран последнего поколения, а также аппараты «искусственная почка».
Кстати, как отмечается, диализные фильтры на территории России пока не производятся, а общая доля импорта подобного оборудования сегодня превышает 98%. Планируемый объем инвестиций в новое предприятие – 1,3 млрд рублей, объем выпуска – 5 млн диализных фильтров и 1000 аппаратов «искусственная почка» в год.
Предприятие начнет свою работу в 1 квартале 2015 года, инициаторы проекта не остановились на производстве фильтров, но и предлагают действующую модель нового медицинского учреждения – сеть диализных центров, то есть все это оборудование будет применяться для лечения больных с хронической почечной недостаточностью.
Помимо строительства НПК «Гамма», планируется за счет собственных инвестиционных средств реализовать программу по созданию в российских регионах сети из 150 специализированных современных гемодиализных центров, 12 из них — непосредственно в Московской области (в 2012–2017 годах).
Губернатор поинтересовался, предусмотрена ли гостиница для больных, которые будут приезжать за помощью в центр. «По программе центры будут строиться в шаговой доступности, соответственно, гостиница здесь не предусмотрена», – ответили ему.
Наступил момент закладки капсулы с посланием к потомкам, где, в частности, говорится:  «Если вы, наши потомки, живете в мире, где проблемы хронической болезни почек решены раз и навсегда, то знайте, что в этом есть и частица нашей работы».
Губернатор опустил капсулу в основании НПК «Гамма» и, завершая торжественную церемонию, отметил: «По моей прошлой профессии то, что здесь собираются делать, было очень востребовано
в разных уголках мира, нашей страны, при землетрясениях и подобного рода событиях, где люди нуждались в таких аппаратах.
Думаю, то,  что сегодня закладываем, будет сделано в срок и позволит полностью закрыть потребность в этих центрах. Немаловажно, что основная часть производства расположена у нас в России. Очень надеюсь, что здесь все получится, и мы будем присутствовать и на следующей стадии – разрезании ленточки, но для этого надо пройти большой серьезный путь».

Пять проблемных точек

В Конгресс-центре на левобережной площадке ОЭЗ «Дубна» Сергей Кужугетович осмотрел выставку инновационных проектов компаний-резидентов и по-деловому оперативно начал совещание.
«Я не буду говорить про накопленный здесь опыт, про то, что сделано за многие годы. Думаю, нам надо рассмотреть и принять решения по ряду важных вопросов, которые позволят снять ограничения, тормоза, которые на сегодняшний день мешают эффективному развитию города.
По итогам прошлого года поступление в бюджетную систему России от налогоплательщиков, зарегистрированных в Дубне, составило более 3 млрд рублей – большая серьезная цифра, здесь формировались технические кластеры ядерно-физических исследований, нанотехнологий, медицины, сложных технических систем. Развивается, безусловно, и сам город, о чем мы сегодня говорили и в чем мы имели возможность убедиться», – сказал он, открывая совещание.
Среди проблем губернатор Московской области назвал:
Первое. Неэффективная работа резидентов ОЭЗ. 80 компаний, получивших этот статус, заявили в своих бизнес-планах 21 млрд рублей инвестиций, фактическое же их поступление на сегодня составило 8% от запланированной суммы.
Кроме того, компании не соблюдают установленные сроки проектирования и строительства, не выполняют условия инвестиционных соглашений. Результат – недополученные налоги городом, областью, государством.
Второе. Структура ОЭЗ не загружена, как следствие, ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна» фактически последние пять лет работает с убытком, который в начале текущего года измерялся  215,4 млн рублей. Сложившаяся тенденция говорит об отрицательной динамике финансовой устойчивости акционерного общества, и при ее сохранении ближайшие десять лет проект не окупится.
Третье. Остается острой проблема транспортного соединения правобережной и левобережной частей города. С 2004 года не решается вопрос об автодорожном переходе по плотине Иваньковской ГЭС и тоннельном переходе под шлюзом гидроузла. В рамках федеральной адресной инвестиционной программы было выделено порядка  300 млн рублей бюджетных средств, в полном объеме они не были инвестированы в этот проект.
Четвертое. Нехватка мощностей действующей системы энергоснабжения объектов капитального строительства. Система энергоснабжения исчерпала свои возможности как в городе, так и на территории ОЭЗ. Проводимая реконструкция одной из городских подстанций, увеличивающая мощность на 28 МВт, не решит в полном объеме этой проблемы. Для имеющихся объектов инфраструктуры ОЭЗ и города необходимо увеличить мощность примерно еще на 50 МВт.
Пятое. На территории ОЭЗ планируется создать 9 000 новых рабочих мест, общее население города должно вырасти на 30 000 человек. Эти планы должны сопровождаться созданием полноценной социальной инфраструктуры, которая должна строиться  опережающими темпами.
«Строительства в ближайшие три года одного детского сада на 185 мест, лечебного корпуса горбольницы на 190 коек и образовательной школы на 33 класса явно недостаточно для 30 000 человек, которые здесь предполагают жить. С такими темпами развития социальной инфраструктуры мы не сможем создать нормальные условия их жизнедеятельности.
Мы проехали сегодня по старому городу, и там перед глазами стоит живой пример, как это делали в прошлом столетии, когда начинали строить крупнейший в стране наукоград. Какая была забота и об ученых, и об их семьях, и о наших академиках. Думаю, нам надо брать пример с тех, кто занимался этим в прошлом веке», – подытожил вступительное слово С.К.Шойгу.

Откуда питаться энергией?

Глава города В.Э. Прох, обозначая перед губернатором проблемы, особо выделил транспортное соединение двух частей города, которое не может обеспечивать пассажирский поток автобусами большой вместимости. Чтобы обеспечить ограничение проезда по массе необходимо поменять автобусный парк.
– Цена вопроса? – спросил губернатор
– 24 млн рублей…
– Прошу внести в протокол, 24 млн это не та сумма… Пассажирская транспортная сеть должна быть налажена.
Что касается электроснабжения, то, по информации главы, город всего потребляет 50 мегаватт, ОЭЗ в ближайшее время завершит строительство питающего центра на 50 МВт для резидентов, кроме того, ОИЯИ ведет проектирование увеличения мощности от подстанции в Темпах на 35 МВт, из них 7 уже получили, 28 проектируют. Появятся в ближайшие несколько лет.
«Чтобы исключить дефицит по городским потребностям и частично ОЭЗ, – сказал В.Э.Прох, – проработали вопрос строительства нового питающего центра от Темпов стоимостью в 1,3 млрд рублей с плановым сроком строительства 2014 год, получили техусловия, заключили договор на технологическое присоединение.
Сейчас предлагаем, чтобы в этот проект влилась и зона, тогда мы могли бы перераспределить средства и обеспечить еще 50 мегаватт энергии: 25 МВт придет на город, 25 МВт – на ОЭЗ. Это перспектива».

Чтобы выйти на безубыточный уровень

О.А. Костин, генеральный директор ОАО «Особые экономические зоны» отметил, что по правобережному участку ОЭЗ «Дубна» видна положительная динамика. На 1 января 2012 года за счет федеральных ресурсов было проинвестировано 1,6 млрд. Количество свободных участков земель всего около 4 га из 52 имеющихся, а объем частных инвестиций скоро сравняется с федеральными, что является важным критерием работы любой площадки всякой ОЭЗ.
По левобережному участку такой динамики нет, площадь больше – 135 га, федеральные вложения также выше. Создана инфраструктура, призванная обеспечить любые потребности инвесторов, однако по динамике довольно низкие показатели (как и в Зеленограде). По перспективному плану к концу 2015 года планируется объем производства на территории Дубны не менее 16 млрд рублей и объем налоговых поступлений только резидентов на территории ОЭЗ 3 млрд руб. Это те плановые показатели, на которые ориентируется зона.
– Мы в любом случае вынуждены строить инфраструктуру опережающими темпами на всю площадку, и, конечно, резиденты, когда выбирают площадки, сравнивают условия. Им нужны готовые структуры. Дубненской зоне всего 6 лет, первый этап всегда обеспечивается за счет государства, что показывает опыт развития крупнейших ОЭЗ и в Сингапуре, и Китае. Два-три года надо, чтобы выйти на безубыточный уровень, – считает глава экономических зон.
– Я совсем не удовлетворен объяснением, потому  что при обсуждении этих вопросов в правительстве России рисовалась совсем другая картина по срокам выхода ОЭЗ на нормальный  безубыточный уровень, – сказал губернатор.

Транспорт: по воде лучше?

По транспортной проблеме выступил зампред правительства Московской области А.М. Насонов, который доложил об этапах реконструкции федеральной автодороги А 104. Два этапа выполнены, констатировал он, и подготовлена проектно-сметная документация, получившая положительное заключение экспертизы.
В частности, это 80-105 и 105– 107 километры, протяженность участка почти 30 км. На участке 107-125 километров работы продолжаются в части согласования, поскольку там строители зашли в особо охраняемую природную территорию – пастбище чаек. На сегодня идут переговоры либо по изменению направления трассы, либо изменению границ охраняемой территории.
«Чтобы работы продолжить, будем искать взаимовыгодные решения. Таким образом, проектная документация подготовлена, но с финансированием дела обстоят несколько хуже. Реально, согласно программе, оно начинается с 2014 года, первая цифра 1 млрд 171 млн рублей и далее довольно приличная сумма на 2015 год, скорее всего, она растянется до 2018 года, что внушает некие опасения по своевременной реализации наших проектов. Одновременно мы финансируем проектные работы на головном участке – это поворот на Лобню, потому что, конструируя окончание дороги, нельзя забывать про начало. Проблем там гораздо больше, чем на подъезде к Дубне», – заключил Анатолий Михайлович.
Министр транспорта Московской области А.Г. Воробьев, учитывая проблему проезда по мостовому переходу плотины, предложил рассмотреть вопрос покупки судов на воздушной подушке. Их делают в Нижнем Новгороде, сказал он, достаточно эффективно эти суда используют в других городах, расположенных на Волге, их преимущество – всесезонность. Они могут и летом перевозить пассажиров, и зимой. «Думаю, что для Дубны новый вид транспорта перевозки пассажиров будет актуален», – заключил он.
Проблема транспортного сообщения между частями города серьезно обострилась в последние годы из-за неудовлетворительного состояния моста плотины, нагрузка на который составляет более 14 тысяч автомобилей в сутки. Плотина и тоннель за 70 лет эксплуатации ни разу капитально не ремонтировались, поэтому в следующем году ФГУП «Канал им. Москвы» планирует приступить к капитальному ремонту моста плотины и тоннеля, но без увеличения пропускной способности.
Здесь остро встает вопрос строительства мостового перехода через реку Волгу. Конструкция моста предполагает 4 полосы движения со средней расчетной скоростью 80 км/ час. По проекту срок строительства моста составляет 33 месяца, после утверждения проекта его постараются сократить.
«Отмечу, – говорит министр, – что логистика доставки грузов в ОЭЗ выстроена так, что практически все доставляются через Кимры, в объезд Иваньковского гидроузла. Перепробег 50 км, считаем, логистику доставки всех грузов необходимо изменить, а в основу заложить возможности внутреннего водного транспорта, в том числе и нашего, областного. Реку предлагаем рассматривать не как проблему, а как дополнительную возможность эффективной доставки грузов и пассажиров в том числе.
Через неделю, кстати, есть возможность доставить сюда паромную переправу для грузовых автомобилей, которая вмещает порядка 16 КамАЗов».

В заключение

Подводя итог проведенному совещанию на территории Особой экономической зоны в Дубне, Сергей Кужугетович сказал:
– Обращаю ваше внимание на комплексность застройки ОЭЗ. Я говорил о ней во вступительном слове, к сожалению, мне так никто внятно не гарантировал, что сначала здесь будут построены социальные объекты – детские сады и школы.
В месячный срок после получения заключения госэкспертизы мостового перехода надо будет срочно подать заявку на включение этого строительства в федеральную инвестиционную программу. Необходимо принять обдуманное решение, и если потратиться, то потратиться с перспективой.
По выделению 24 млн рублей на приобретение автобусов малой вместимости решение будет принято на ближайшем заседании правительства, чтобы в этом году успели провести конкурс и закупить транспорт.
Я обратил внимание, когда прилетал, что в Дубне есть возможность организовать  хорошие вертолетные площадки. Надо поставить сюда на эксплуатацию несколько вертолетов небольшой вместимости, по 5-8 человек, и обеспечить рейс «Дубна–Шереметьево» и обратно. Я так понимаю, что если наладить регулярный маршрут, то это вполне реальная задача, учитывая то количество авиационной техники, которое имеется на территории Московской области, причем не только ведомственной.
По подготовке перечня объектов инфраструктуры на 2013 год: ОЭЗ «Дубна» предусмотреть строительство новой питающей подстанции в пределах ранее согласованных лимитов финансирования.
Главе города учесть комплексность застройки и в первую очередь обратить внимание на социальные объекты.
Министерству здравоохранения Московской области будет поручено разобраться, почему застопорилось строительство больницы на левом берегу. Это банальная чиновничья неразбериха. Предпримем меры, чтобы больница была вовремя достроена.

Как кино про Сингапур

Не самой удачной работе ОЭЗ в Дубне есть объяснение: инфраструктура не поспевает за развитием социальной сферы, предприниматели жалуются, что привлекают лучших специалистов со всей страны, а жить им негде (коммерческого жилья избыток, но оно недоступно специалистам научно-технических компаний). Путепровод через Волгу  износился: стройматериалы в особую экономическую зону приходится доставлять через соседний городок Кимры, а это крюк в 50 километров.
Дубне, с учетом темпов развития, грозит и энергетический голод – нужно добавлять энергомощностей...
Власти всерьез взялись за развитие наукограда. В ближайшее время будут подписаны губернаторские указы, в которых найдут отражение вышеупомянутые направления.
– Думаю, нам, кроме прочего, нужно обратиться на центральные телеканалы с просьбой подготовить фильм об особой экономической зоне в Дубне. Как кино про Сингапур: бизнесмены смотрят, и сразу появляется желание поработать там, потому что у них все хорошо.  Здесь тоже все хорошо, только никто об этом не знает, – заключил Сергей Кужугетович.

Татьяна Крюкова