СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Собираемся в театр Печать
12.12.2012 13:16

В дни зимних каникул наверняка многие родители отправятся с детьми в театр или на новогодние представления. Нам кажется, что советы, которые дает известный педагог, публицист, писатель Марина Аромштам в книге «Дом, в котором живет малыш»,  помогут мамам и папам научиться «правильно ходить в театр».

Казалось бы, в век телевизоров и «видаков» можно было бы не задавать странного вопроса: «Любите ли вы театр? Ходите ли туда со своим ребенком?». Недолго в ответ услышать: «Да он много фильмов по телевизору смотрит!»
На это скажем очень коротко: как бы экранные тени ни наползали на нашу жизнь, они не смогут заменить театра (особенно для ребенка), как не сможет магнитофон заменить живую речь. Поэтому употребим наши силы и время на решение другой проблемы: не зачем ходить с ребенком в театр, а как ходить.
Однажды мне пришлось выдержать пренеприятный разговор с мамой мальчика шести лет, нещадно бившего своих одноклассников. В ответ на мою краткую характеристику ситуации мама притворно вздохнула и сказала:
–  Не понимаю! Юрочка – гениальный ребенок. А как я его развиваю! В это воскресенье мы ходили в театр, потом в музей, потом дедушку Ленина смотреть. А потом покушали в кафе и в кино пошли...
Хотела я ответить этой маме, что после такой воскресной «культурной программы» мне бы тоже в понедельник страстно хотелось кого-нибудь треснуть. Но мама вряд ли поняла бы меня. В выходной день она «отваливала» ребенку недельную норму родительского внимания, вместо того чтобы распределить ее и на будние дни. Поэтому ее заботами выращивался пусть информированный, но агрессивный неврастеник.
С развлечениями, как с едой: необходимо придерживаться нормы. «Переедание» так же вредно, как и «недоедание». Любую информацию ребенок должен «переварить». (Недаром языковеды возводят слова «голова» и «горшок» к одному корню.) Иначе она не усвоится. Вы вроде что-то рассказывали и показывали, а ребенок ничего не запомнил – только устал. Или запомнил, но ценой нервной перегрузки, подтачивающей его здоровье.
Театр, безусловно, стоит в ряду любимых детьми развлечений. Но развлечений особого рода: он связан с серьезной внутренней работой ребенка. Информация, которую ребенок получает во время спектакля, не является чисто познавательной, направленной на развитие интеллектуальной сферы. В театре ребенок учится переживать. Напряжены его эмоции, его чувства. Эмоциональное напряжение (взрослые прекрасно знают это по себе) утомляет иной раз больше физического. А ведь и эта нагрузка присутствует: высидеть длинный спектакль не так-то просто. Это еще и работа внимания, и работа тела.
Но правильно пережитый спектакль является катализатором для творческой фантазии ребенка и хорошей школой понимания людей, их взаимоотношений. Выражение «школа чувств»  –  вовсе не абстракция. Чувствовать, испытывать эмоции и узнавать эти эмоции у других надо учить так же, как читать. Только это гораздо труднее.
Когда ваш ребенок собирается в театр, вы должны хорошо представлять, что ему предстоит. Существует несколько правил, которым хорошо было бы следовать, чтобы результаты похода оказались максимально действенными.
1. Помните, что никакие коллективные посещения театра не заменят вашему ребенку спектакль, просмотренный вместе с вами. Ему необходимо, чтобы вы участвовали в его переживаниях, разделили бы их с ним.
2. Никогда не ходите с маленьким ребенком на спектакль, о котором вы не имеете никакой информации. Детские представления могут оказаться плохими. Если ребенок-подросток уже способен оценить игру актеров, постановку, режиссерские находки и для него посещение даже неудачного спектакля может оказаться пищей для ума, то дошкольник или ученик первого-второго классов к этому не способен. Он не аналитик. Он погружается в происходящее на сцене как участник. Запечатлевание формы у него происходит бессознательно. А ваша задача, кроме всего прочего, формировать эстетический вкус.
3. Не ведите в театр переутомленного или плохо чувствующего себя ребенка. Эффект будет нулевой, если не отрицательный.
4. Покупайте только хорошие билеты  –  на места, откуда ребенку все будет видно и слышно. Если такой возможности нет, лучше отказаться на этот раз от похода. До галерки надо дорасти. Ребенок должен иметь возможность сосредоточиться на действии. Это и так серьезная работа. Он не может излишне напрягать органы чувств. Это ведет к быстрому утомлению и потере внимания.
5. Старайтесь выходить из дома заранее, чтобы не нестись в театр, как на пожар. Иначе страх опоздать будет главной эмоцией, связанной с вашим «культурным мероприятием».
6. Было бы замечательно иметь в гардеробе ребенка специальное «театральное» платье или костюм.
Когда я была девочкой и мы с папой ходили в театр, он всегда брал с собой сменную обувь. У меня были «театральные» туфли. Я ведь должна была подниматься по мраморной лестнице, среди колонн  –  прямо как Золушка.
7. Решите для себя раз и навсегда проблему еды в театре. Помните, что целью вашего похода является совсем не театральный буфет. Поэтому не стоит, как только загорится свет, пулей вылетать из зала к буфетной стойке. Пользоваться театральным буфетом имеет смысл, только если нет большой очереди и вам не придется выстаивать там до третьего звонка, а потом, давясь бутербродами, опаздывать на спектакль.
Лучше взять эти же бутерброды из дома и без спешки съесть их за буфетным столиком. Но ни в коем случае не в зрительном зале. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок был культурным зрителем? А умение определять, что в каком месте можно делать, а что нельзя,  –  элемент культуры.
8. Точно так же ребенку следует объяснить, что в театре нельзя бегать. По очень простой причине: можно «растрясти» волшебство сказки, и ни капельки, ни чуточки в тебе не останется! А ведь со сказками ребенок получает жизненные силы!
В театре же все устроено так, чтобы можно было очутиться «внутри» сказки. Даже свет там гаснет необычно, медленно – не так, как дома: раз и готово! Почему?
Раньше, когда еще не придумали электричество, везде использовали свечи: и в храмах, и во дворцах, и в театре. Представляете, сколько требовалось свечей, чтобы осветить огромный зал? А перед началом спектакля все свечи надо было потушить. И вот специальные слуги шли от свечки к свечке и накрывали их специальными колпачками  –  ряд за рядом, все ближе и ближе к сцене. Поэтому свет в зале гас постепенно, постепенно зрительный зал погружался в темноту и высвеченной оказывалась одна только сцена...
Театры давно уже освещаются электрическим светом, но по давней традиции свет перед началом спектакля гаснет постепенно: так загадочней, волшебнее...

 

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.