5 октября – День учителя
Профессиональный праздник школьных педагогов День учителя, берет свое начало из советских времен. В 1965 году он был впервые отпразднован официально, но определенной даты праздник не получил и отмечался ежегодно в каждое первое воскресенье октября. Всемирный день учителя появился намного позже, в 1994 году. Воодушевленные примером России, где труд педагогов уже почти тридцать лет отмечался на государственном уровне, представители ЮНЕСКО выдвинули предложение ввести в международный обиход новый праздник – Всемирный день учителя. Датой праздника было определено пятое октября.
Этот день – еще один повод, чтобы выразить своим любимым учителям признательность, сказать слова благодарности за их педагогический талант и бесценную житейскую мудрость, которыми они щедро делятся со своими учениками. Таким теплым искренним «спасибо» учителям школы №1 имени А.Я. Березняка от лица бывших учеников стала ежегодная премия, учрежденная выпускником этой школы Виктором Борисовичем Алейниковым. В далеком 1957 году он впервые сел за школьную парту. Ему и его одноклассникам очень повезло с учителем – добрым, отзывчивым, неравнодушным человеком, требовательным и вместе с тем доброжелательным педагогом. Именно такой была Лидия Ивановна Козлова, образ которой Виктор Борисович пронес в своем сердце через всю жизнь. В честь нее, своей первой учительницы, выпускник учредил ежегодную премию «За преданность профессии» для учителей начальных классов своей родной школы.
В этом году в преддверии Дня учителя премию вручили уже в шестой раз. Ее удостоена Марина Владимировна Новикова. Коллеги, ребята и родители учеников единодушно одобрили такой выбор.
Марина Владимировна работает учителем начальных классов уже более тридцати лет. Она обладает всеми лучшими качествами, которые должны быть у учителя. Она в меру строга и требовательна, отзывчива и внимательна к каждому из своих учеников. Имея в учительском багаже несколько десятков лет трудового стажа, собственные наработки, она одна из первых старается внедрять передовые методики в области образования. Именно в классе Марины Владимировны несколько лет назад (и впервые в школе) появился ученик с ограниченными возможностями. Для учителя это серьезный шаг и серьезная ответственность взять на обучение особенного ребенка и ввести его в коллектив сверстников.
Знания основных требований к организации образовательного процесса школы, реализующей инклюзивную практику, позволили опытному педагогу уже четвертый год вести в стенах первой школы коррекционно развивающую работу. И речь ведь не только о совершенно ином подходе к обучению, но и о создании специальной материально-технической базы для обеспечения комфортного пребывания ребенка в учебном заведении. Не без помощи Марины Владимировны администрации школы удалось оборудовать специальные пандусы для заезда в школу, установить подъёмник на второй этаж. В учебном кабинете, где занимается ребёнок, силами родителей учеников класса сделан специальный откатывающийся рабочий стол, имеются несколько посадочных мест для учащегося, оборудовано специальное место в гигиенической комнате.
Основная нагрузка и ответственность за результаты адаптации учащегося ложится на педагога начальной школы. Марине Владимировне удалось создать благоприятные условия для включения особенного ребенка в социальное пространство класса, школы и города. Главное, что удалось выстроить грамотную работу с коллективом детей и родителей, в котором находится ученик. Совместные тренинги, игры, коллективные дела, праздники и выездные экскурсии – все это сплачивает класс. Все дети и родители участвуют в благотворительных акциях, в том числе оказывая помощь своему однокласснику. И знаете, ученики, воспитанные Мариной Владимировной на примерах толерантности, взаимного уважения и помощи, становятся более отзывчивыми и добрыми детьми.
Это лишь одно из направлений работы Марины Владимировны. На самом же деле про Марину Владимировну, как, пожалуй, и про многих педагогов наших городских школ, можно рассказывать еще очень много добрых и нравоучительных историй и на основании их учительского опыта писать методические пособия для молодых педагогов.
Кстати, как раз о преемственности поколений говорила на церемонии вручения премии сама Марина Владимировна. Она вспомнила свою первую учительницу – Екатерину Александровну Румянцеву, внуки которой сегодня уже ее ученики. С большим теплом в этот день в первой школе вспоминали всех учителей. И особенно тех, чьи ученики, с первых лет школы впитав любовь к знаниям, продолжили педагогические традиции и стали учителями. Всем им – низкий поклон и огромное человеческое спасибо за их нелегкий, но очень благородный труд!
Анна Сухая
Лидия Ивановна Козлова родилась 13 октября 1928 года в с. Марьино Калужской области, проживала в деревне Крюково Кимрского района. Окончила Кимрский учительский институт. В школе №1 работала с 1957 по 1982 год, проживала на ул. Карла Маркса. Вышла на пенсию по выслуге лет. Была отмечена грамотой гороно и ГК профсоюза работников просвещения. Ученики вспоминают ее спокойной, уверенной в себе, требовательной и очень человечной. А еще ее отличала особая природная аккуратность, любовь к чистоте и порядку.
|