Меняется система управления образованием Печать
Автор: Встреча   
19.03.2015 10:13

Наше законодательство, регулирующее сферу образования, в последние годы менялось столько раз, что можно со счета сбиться. Конечно, все эти изменения в свою очередь потребовали соответствующих изменений и на муниципальном уровне, в частности, городские парламентарии на последнем заседании Совета депутатов утвердили новые положения об управлении общим и дошкольным образованием в Дубне.

Общее образование

Что касается общего образования, то, как отметила начальник горуно Татьяна Виноградова, нормативных актов, отменяющих ранее существовавшие положения о  разных типах и видах образовательных учреждений, насчитывается 48.

Конечно, краеугольные моменты нового положения   те же. На сегодня  горуно, как и раньше,  – отраслевой орган управления администрации города, входит в ее структуру и непосредственно подчиняется руководителю городской администрации. Управление в пределах своих полномочий обеспечивает решение вопросов местного значения в области общего образования, осуществляет исполнительную, распорядительную и контрольную функции.

Оно также имеет полномочия учредителя в отношении подведомственных муниципальных учреждений за исключением принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации, утверждения их уставов и т.д. То есть в соответствии с новой редакцией документа полномочия не поменялись, но некоторые функции  из полномочий горуно были исключены.

Ничего критичного,  однако теперь оно не имеет права устанавливать порядок приема граждан в подведомственные образовательные учреждения, согласовывать их учебные планы, трудовые графики, обеспечивать аттестацию их деятельности, а также получение, хранение, выдачу и учет документов государственного образца, обеспечивать образовательные учреждения  государственными экзаменационными материалами.

Новые функции горуно

Управление ведет учет форм образования, определенных родителями детей, имеющих право на получение общего образования и проживающих в Дубне. Разрешает прием детей в подведомственные учреждения на обучение  по программам общего образования в более раннем и в более позднем возрасте по сравнению с установленным законодательством.

Горуно обеспечивает перевод обучающихся несовершеннолетних с согласия их родителей в другие образовательные учреждения (случаи перевода четко обозначены). Обеспечивает в случае отсутствия мест в муниципальном учреждении, закрепленном за конкретной территорией, прием ребенка в другие школы или перевод из негосударственного учреждения в муниципальное (управление обязано предоставить учащимся места в муниципальных школах).

Оно также дает предварительное согласие покинуть общеобразовательное учреждение  учащимся, достигшим 15 лет, до получения общего образования. Правда, совместно с КДН и родителями такого подростка в месячный срок принимает меры по его трудоустройству  и продолжению освоения программы общего образования по иной форме обучения.

Управление согласовывает программы развития муниципальных образовательных учреждений (это  при  том, что не согласовывает учебные планы). Оказывает помощь родителям обучающихся в воспитании, охране и укреплении физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения детского развития.

Кроме прочего, горуно обеспечивает открытость и доступность информации о системе городского образования, способствует обеспечению муниципальных школ учебниками и пособиями, электронными образовательными ресурсами, прогнозирует потребность в новых учебных изданиях.

Функции, которые по новому документу были выведены из полномочий городского управления народного образования, в воздухе не повисли – они в основном закреплены за конкретными образовательными учреждениями, часть из них взял на себя регион.

Как в заключение обсуждения прокомментировала председатель профильной депутатской комиссии Нина Халяпина: «Парадоксально, что законодатель вывел из функционала управления народного образования согласование учебных планов, но оставил согласование образовательных программ. Понятно же, что учебный план – это часть  программы, поэтому  получается, что горуно их все равно согласует»...

Дошкольное образование

Об изменениях в  положении об управлении дошкольным образованием доложила заместитель начальника управления дошкольного образования администрации города Татьяна Середкина, которая уточнила, что здесь значительным коррективам мы также обязаны изменившемуся законодательству.

Не будем подробно останавливаться на исключениях полномочий в УДО: они аналогичны тем, о которых говорили выше в связи с утверждением нового положения об управлении общим образованием. Некоторые функции исключены принципиально, например, аккредитация дошкольного учреждения (такой процедуры вообще нет), а аттестация педработников – это полномочия областных органов управления образованием. Есть ряд функций, которые так же,  как в общем образовании, отнесены к полномочиям дошкольных образовательных учреждений.

Остановимся на новшествах. Управление ведет учет детей, проживающих в Дубне, начиная с двух месяцев до восьми лет, обращая внимание, что возраст дошкольников, подлежащих обучению  по общеобразовательным программам дошкольного образования, тоже поменялся.

В законе об образовании говорится, что получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми двух месяцев, а право на обучение по программам дошкольного образования ребенок имеет до семи лет включительно, поскольку не позднее достижения восьми  лет обучающийся должен начать получение начального общего образования.

Кроме того,  УДО ведет единую электронную очередь, взаимодействует с муниципальными многофункциональными центрами, координирует регистрацию заявлений родителей по постановке на учет, проводит укомплектование и доукомплектование групп муниципальных учреждений детьми, стоящими в единой электронной очереди. Выдает направление родителям для зачисления детей в детское дошкольное учреждение, закрепляет конкретный детсад за конкретной территорией, создает условия для обучения одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Управление согласовывает программы развития в муниципальных дошкольных учреждениях, контролирует  и анализирует выполнение государственных региональных образовательных стандартов дошкольного образования. Кстати, ранее у нас не было федерального государственного стандарта в сфере дошкольного образования, он появился с 1 января прошлого года.

Законом определено, что перейти с федеральных требований в дошкольном образовании на стандарты  каждое ДОУ должно до 2016 года, а за это время разработать «дорожную карту» (или план-график) по переходу на ФГОС, опираясь на направления его реализации.

Татьяна Крюкова