Классный классный Печать
Автор: Светлана Кутузова   
04.04.2012 11:16

Классный руководитель 8 б из гимназии №3 О.А. Эпельбаум знает, что нужно делать, чтобы родительское собрание не было пыткой.


Во-первых, можно родителям предложить кофе, ведь приходят они на классное собрание после работы, уставшие. Во-вторых, с лица классного руководителя не должна сходить улыбка (ведь он искренне рад встрече с папами и мамами своих учеников). В-третьих, с собрания каждый должен уходить в полной уверенности, что у его ребенка впереди только успех – и в учебе, и в духовном росте. А сейчас, если и не получается что-то, то это временные трудности – преодолимые, если дружно всем вместе за них взяться.

Этими, а также другими педагогическими «изюминками» Ольга Анатольевна Эпельбаум, учитель русского языка и литературы и классный руководитель 8 б класса гимназии №3, поделилась с жюри, присутствующим на мероприятии, которое проходило 23 марта в гимназии №3.  Услышала о них и корреспондент, приглашенная на второй тур городского  конкурса «Я – классный руководитель».

Как пояснила Ольга Зайцева, методист отдела развития и методического обеспечения образования МУ ЦРО и член организационного комитета этого конкурса, в нем участвуют четыре классных руководителя: Наталья Петровна Айданова, учитель физкультуры гимназии №11 и классный руководитель пятого класса; Нина Геннадьевна Мошкина, учитель начальных классов школы №5; Татьяна Викторовна Швалёва, классный руководитель 11 класса школы №2 и Ольга Анатольевна Эпельбаум.

Первый тур конкурса проводился заочно. На суд жюри участницы представляли портфолио классного руководителя, которое включало в себя массу интересного: авторские проекты и программы воспитания, аналитические материалы, изложение лучших образцов собственного опыта и т.п. Второй тур предполагает очное участие и объединяет два этапа: первый – краткое изложение перед жюри лучших  педагогических находок в воспитательной деятельности, и второй – лекцию для родителей. В апреле пройдет заключительный, третий, тур под названием «Визитная карточка классного руководителя», к которому классный руководитель будет готовиться вместе с учащимися. После этого тура жюри назовет самого удачного классного руководителя.

Лекцию Ольга Анатольевна посвятила особенностям подросткового возраста и причинам суицидального поведения подростков. Слушали родители внимательно, ведь в последнее время все чаще звучит шокирующая информация о малолетних самоубийцах. Кроме того, каждый родитель получил на руки распечатку с советами, как не допустить трагедии (ниже мы их публикуем).  Но прежде классный руководитель напомнила родителям, что ребенка надо любить таким, какой он есть. Ни в коем случае ни с кем его не сравнивать и положить за правило: у ребенка нет недостатков, а есть достоинства, которые не всем нравятся. А потому надо рассуждать так: да, моя дочь болтлива, зато она открыта и доброжелательна. Да, мой сын шумлив, зато он любознателен… Когда же хочется ребенка гневливо отругать, возьмите лист бумаги и сорок раз напишите два слова: «любовь» и «терпение». Возможно, вам не потребуется сорока раз, и вы, как Эль Греко, уразумеете все на 28 написании…

Светлана Кутузова

 

 

Становление личности

Причиной самоубийств у молодых людей и подростков является их импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливости, малый опыт в решении житейских проблем, которые в современном обществе особенно сильно давят на подрастающее поколение. А подростку и без того нелегко, ведь подростковый возраст имеет свои особенности.

Подростки находятся на промежуточном этапе между «детством» и «взрослостью». Они еще не взрослые, но уже не дети. Часто подросткам говорят, что они уже не маленькие и должны вести себя как взрослые, хотя сами взрослые не относят их к своей возрастной группе.

У юношей и девушек появляются новые обязанности, новые возможности, меняется сфера деятельности. Подросток начинает относиться к себе, как к взрослому, он ощущает себя взрослым человеком, начинает отстаивать свое мнение, свою точку зрения с той же эмоциональностью, что и в детстве. Подросток претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и стремится быть самостоятельным, желая оградить себя от вмешательства родителей в свою личную жизнь.

К этому времени у юношей и девушек вырабатываются собственные вкусы, предпочтения, приоритеты, формируются взгляды на жизнь и линию поведения. Хотя эти взгляды и вкусы могут меняться в этом возрасте ежемесячно.

Самым дорогим и необходимым в этот период для подростка становится общение со сверстниками. Именно общение во многом определяет весь строй их жизни и деятельности. Поэтому они часто объединяются в группы по интересам и взаимной симпатии. Эти группы влияют на нормы поведения и оценки подростка. Однако не все подростки могут состоять в какой-либо группе, они могут быть изолированными. Это очень сильно давит на них, ведь не имея возможности с кем-то поделиться своими переживаниями и чувствами, ребята впадают в депрессию и начинают думать о своей ненужности и бесполезности.

Отношения с родителями в этот период становления личности тоже носят двойственный характер. С одной стороны, подростки хотят чувствовать себя нужными и любимыми своими родителями. С другой стороны, они не хотят, чтобы родители вмешивались в их личную жизнь, следили за успеваемостью, выбирали для них друзей и одежду. Однако полное безразличие родителей к своему ребенку тоже ведет к негативной реакции.

Зная особенности подросткового возраста, мы можем приступить к изучению причин суицидального поведения.

Только любовь и понимание

Вы должны постоянно помнить, что за любое суицидальное поведение ребёнка в ответе   взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции. И кто, как не родители  обладают уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Важной для профилактики суицидов у подростков является профилактика депрессий. Как только у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния, необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ему выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ему оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», а лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того его низкую самооценку. Можно сравнивать только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настраивать на позитивный образ подростка завтрашнего.

Во-вторых, следует заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь неизвестное, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, устраивать в выходные увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посещать кинотеатр, выставки, делать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугая или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку важно соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать в норме физическое состояние подростка в этот период.

В-четвертых, обязательно обратитесь за консультацией к специалисту-психологу, психотерапевту. Не стесняйтесь, найдите хорошего специалиста, бейте во все колокола, слишком высока цена любого промедления.

О.А. Эпельбаум