Новый год и старые традиции Печать
15.01.2016 07:46

В Центре национальных культур состоялось празднование Нового года по татарским обычаям. По традиции, которой в Дубне уже почти 25 лет, представители городской татарской национально-культурной автономии собрались вместе, чтобы подвести итоги уходящего года, вспомнить интересные события, поздравить юбиляров и пожелать друг другу здоровья и счастья в новом году.

За огромным столом собрались целыми семьями. Ни один праздник у этого гостеприимного народа не обходится без друзей: сюда пришли представители разных национальностей – татары, русские, украинцы, евреи, приехали московские гости, представляющие Дагестан. Ильдар Газизов, председатель Дубненской ТНКА, рассказал, что традиция совместного празднования Нового года берет свое начало с  90-х годов прошлого столетия, когда это мероприятие проходило в ДК «Мир». В последние несколько лет площадкой проведения праздников стал Центр национальных культур, руководит которым Лилия Алексеева.

Общаясь по поводу национальных татарских традиций празднования Нового года, выяснилось, что у них много общего не только с российскими обычаями, но и с обычаями других народов. И это не удивительно: мы долгие годы живем в одной стране, общаемся, дружим, при этом неизбежно происходит постепенное взаимопроникновение культур.

Согласно старинной легенде, древние тюрки отмечали начало обновления жизни в самую длинную ночь в году – 22 декабря, считая, что в эту ночь родился верховный бог Тенгре. Зимой управлял Кыш тенгресе – зимнее божество, которое в народе называли Кыш Бабай. В переводе с татарского «Бабай» означает «Дед», «Кыш Бабай» – дословно «Зимний Дед». Не правда ли, очень созвучно с русским Дедом Морозом? Но у Деда Мороза есть внучка Снегурочка, а Кыш Бабай путешествует со своей дочкой Кар Кызы. Дед Мороз живет в своей вотчине в Великом Устюге, а у Кыш Бабая есть своя резиденция в Татарстане, в Новом Кырлае – на родине известного татарского поэта Габдуллы Тукая. На этой сказочной земле родились легендарные персонажи – герои татарских сказок и легенд, которые составляют свиту Кыш Бабая.

Обычно празднование продолжалось до 25 декабря – особого дня с точки зрения татарских традиций, когда празднуется Нардуган (в переводе с татарского «рождённые солнцем»). Как и Новруз-байрам, его можно считать ещё одним новогодним праздником. В этот день молодые люди, одевшись в костюмы, ходили по домам, где с разрешения хозяев исполняли традиционные танцы и песни с целью задобрить злых духов, которые, по древним поверьям,  могут повлиять на исход следующего земледельческого цикла. Эти обряды до сих пор сохранились в отдельных татарских деревнях. Согласитесь, обычай очень напоминает русские колядки…

Что касается национальных блюд, ни один татарский праздник не обходится без знаменитого  чак-чака – символа татарского гостеприимства. Несколько видов этого вкуснейшего сладкого блюда  с медом приготовили хозяйки к общему столу. Не менее известны татарские пироги балиш и праздничная губадия, которую часто готовят на Новый год. Говорят, на приготовление этого круглого пирога из риса, сушеного творога и фарша с пережаркой из лука, яиц и вяленых фруктов уходит около 15 часов!

Татарская национальная автономия, зарегистрированная в 1991 году – самая многочисленная в Дубне, на сегодняшний день она представляет 400 горожан. Фарит Мухтасаров, первый ее руководитель, а теперь председатель Региональной ТНКА Московской области, рассказал, что татары, приезжающие в Дубну, с радостью узнают о том, что здесь есть с кем пообщаться на родном языке, принять участие в национальных праздниках. На вечере приветствовали новых членов сообщества, примкнувших к автономии в уходящем году.

С музыкальными и вокальными номерами перед собравшимися выступили учащиеся Детской школы искусств «Рапсодия». Большинство из них – дети из татарских семей, которые продолжили участие в празднике. Вместе со взрослыми они пели татарские песни, читали стихи, играли и танцевали  с татарским Кыш Бабаем, который, кстати, нисколько не обижался, когда его называли Дедом Морозом.

Евгения ШТАЙН

Фото автора