СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

"Час пик" для Дмитрий Ефремова Печать
12.11.2015 08:24

В выставочном зале ДК «Октябрь» прошла творческая встреча с талантливым художником и писателем, замечательным педагогом и публицистом Дмитрием Ефремовым. Он порадовал своих почитателей задушевной беседой, исполнением песен под гармонь, поделился своими философскими взглядами на жизнь, удивив новыми гранями своего таланта.

У Дмитрия Ефремова дальневосточные корни: родился он в г. Вяземском Хабаровского края, в армии служил на Чукотке, закончил педагогический институт по специальности учитель рисования и черчения. Свою педагогическую деятельность тоже начинал на Дальнем Востоке – сначала в северном горняцком поселке, затем – в казачьем селе на границе с Китаем. В 1995 году приехал в Дубну. «За эти годы я сросся с городом,  – рассказывает Дмитрий, – свыкся с ним, стал его частью, здесь выросли мои дети… Но в то же время я всегда отождествляю себя с моей родиной».

Результатом серьезного увлечения писательским делом стало издание  книг самой разной тематики. «Праздник для души», «Таежная повесть», «Зеленые глаза», «Меч, рассекающий листья» посвящены природе и людям Дальнего Востока. Исторический очерк «Исчезнувший народ» рассказывает об амурских казаках, а в прошлом году вышло в свет историко-философское эссе «Древнейшая цивилизация офеней. История. Традиции. Язык». Есть несколько неопубликованных произведений. Он также занимается публицистикой, живописью, участвует в художественных выставках.

Теплым октябрьским вечером в уютном гостеприимном зале собрались давние поклонники творчества Дмитрия Ефремова.

– Такие встречи для меня очень важны как для писателя. Это такой «час пик», когда ты проверяешь себя и в то же время делишься тем, что еще не успел написать, возможно, потому, что пока не готов это сделать. Со временем ты сильно меняешься, перестраиваешься, превращаясь в другого человека. Это удивительно. В какой-то момент просто перестаешь слушать западную музыку, замечать, что кто-то вокруг злится, все чаще начинаешь задумываться о том, что происходит с миром и  происходит с тобой. Для меня очень важно, чтобы меня поняли, чтобы слова не ушли в пустоту.

Человек – актер, режиссер и зритель

Долгие годы Дмитрий преподавал рисование и черчение в школах и детских садах нашего города. Он очень сожалеет о том, что черчение исключили из обязательной школьной программы. По мнению педагога, этот предмет очень помогает формировать мышление ребенка, учит воспринимать реальность в объеме.

– Мир вокруг нас объемный, и воспринимать его нужно с точки зрения творца: человек делегирован в этот мир, чтобы создавать и творить, а в нас с ранних лет чаще закладывается понятие потребительства. Один из моих аспектов ведения урока и был творчеством. Я учил детей не просто осмысленно подходить к реальности, но и помнить о том, что человек в своей жизни является одновременно режиссером, актером и зрителем. Осознав это, он будет способен менять этот мир так, чтобы его желания не противоречили самому миру и не наносили вред людям».

О старинных городах, архитектуре и городских пейзажах

Проживая в современном наукограде, он часто бывал в Кимрах и глубоко проникся атмосферой старинного городка…

– Это необычное место. Именно через Кимры я понял, что такое Россия, задумался о своем происхождении, о своих русских корнях. Благодаря таким городам, через их архитектуру, рельеф, характер, судьбу, человек начинает понимать себя. Именно через Кимры я вышел на искусство и живопись (которые надолго забросил, занявшись в свое время декоративно-прикладным творчеством) и стал писать преимущественно городские пейзажи традиционного русского города. Часто интересуются, почему у меня мало простых пейзажей… Сезанн все время писал яблоки, через них открывая свою реальность. Для меня в городском пейзаже сконцентрировано несколько важных элементов. Например, проявление духовности людей, создающих архитектуру: именно от их усилий зависит результат гармонии или дисгармонии. В здании неправильных пропорций люди будут все время болеть, страдать. А если в нем все гармонично, как, например, в православной церкви, то и человек там будет находиться в благости.

О культуре и традициях казачества

Дмитрий исполнил старинные русские народные, казачьи песни и даже песню собственного сочинения. Он рассказал, что родился и рос в небольшом казачьем городке Вяземском, недалеко от уссурийской границы, куда из приграничных районов переселяли всех казаков. Хорошо помнит их говор, повадки, привычки, как оказалось позднее, сам имеет казачьи корни. Сделал собственное расследование об этом народе, плоды этой работы легли в основу одной из книг.

– В казачьей песне, как и в русской народной, есть своя тайна. К примеру, во время кругового пения происходит вполне ощутимое «спаивание», соединение душ. Это особенно важно перед походом  на врага, когда каждый должен стоять «за други своя». Существует целая наука казачьего спаса, которая подразделяется на воинское, духовное, житейское искусства. Через этот спас люди делились опытом своих предков, одним из таких проявлений и была песня. Более того, коллективное исполнение песни – это своеобразный посыл запроса, который, не имея определенного молитвенного содержания, в каких-то более сложных энергетических структурах – более доходчивый и эффективный – и получает обратную связь, которую можно считывать. Эта практика происходила повсеместно на Руси и называлась кресением.

О разнице между искусством и творчеством

– Мы находимся в выставочном зале, где проходит очередная художественная выставка. Принимая участие в каждой из них, всякий раз задаю себе вопрос: «А не тщетны ли усилия нас, художников, отражающих окружающую нас реальность?» Функция искусства понятна: она социальна. Люди окружили себя творениями, благодаря которым каждый настраивается на определенный способ существования: это нас сближает и позволяет нам жить вместе. Создается общий социум. Если же человек окунется в какое-то другое искусство, мы потеряем с ним связь. Помимо искусства, существует и понятие творчества. Далеко не каждый понимает разницу между ними. Если искусство несет в себе социальные, внешние проявления, то творчество подразумевает глубоко внутренний аспект. Их векторы – разнонаправленные. И в этом одна из трагедий человечества. Многие известные люди на фоне личного творчества не смогли справиться со своими духовными проблемами и закончили жизнь трагически. Некоторые ушли из этого мира не по своей воле, но причина та же – творчество, которое выносило их за рамки социальной среды. Социальная среда комфортна, такой делает ее искусство, а творчество всякий раз заставляет человека делать шаг в неизвестное, чтобы вынести оттуда нечто важное и ценное для людей. Но на него способен не каждый. Нельзя замыкаться на достигнутом: если остановка в творчестве длительная, вас будто засыпает осенними листьями. Из создавшейся ситуации каждый сам начинает искать выход. Один учитель, к примеру, на каждый урок приносит новое задание, и всем кажется, что урок каждый раз новый. А есть учитель, который меняет школы, и ему кажется, что он всякий раз приносит что-то новое. Между этими методиками нужно найти золотую середину. Также и в искусстве, и творчестве…

О себе и своих работах

На фоне возникающих мыслей и рассуждений Дмитрий продолжает писать и творить. В настоящее время он работает над романом «Полет японского журавля», который планирует закончить в следующем году. Идея его написания возникла еще 15 лет назад, но долгое время автор не мог взяться за эту работу. В основе сюжета – непростая судьба человека, живущего в чужой стране. По поводу уже написанных книг автор рассказал: «Я благодарен тем людям, которые приняли меня как писателя, и тем, кто до сих пор не принял, так как они вызывают у меня здоровый энтузиазм и бойцовский дух: дескать, я еще все докажу. А иногда ведешь себя очень по-детски… Среди художников говоришь: «Я вообще-то писатель», а среди писателей: «Друзья, я художник»… Мне трудно сказать, кто я сейчас перед вами. Хочется, чтобы каждый из нас не отождествлял себя в конечном итоге принадлежащим к какому-либо ремеслу. Главное предназначение для каждого – быть человеком.

О людях и Человеке

Я недавно задумался над  этим сложнейшим понятием. Слово «человек» не склоняется: мы говорим «люди», а не «человеки». Или человечество. На самом деле никакого человечества нет, есть людская масса, в которой выделяются некоторые личности, о каждом из которых принято говорить «настоящий человек». И это разделение существовало в России всегда, просто последнюю сотню лет мы перестали отдавать себе отчет, что это не одно и то же. Существуют и те, кто внешне не отличается от людей, но людьми их назвать трудно, скорее – «нежити», «нелюди». Они вызывают у нас разную гамму чувств: страх, ненависть, презрение… Но мир ими и так переполнен. Если человек понимает это, он уже не будет относиться к этому существу так, как оно вынуждает это сделать. Это инструменты Творца, созданные им для самовоспитания людей, которое представляет главную цель нашего пребывания в этом мире.

О музыке и поэзии

Песни на встрече, по признанию Дмитрия, он использовал для того, чтобы себя настроить на нужный лад. Зрители по достоинству оценили их душевное исполнение и эмоциональную подачу. Для творческих людей часто свойственно неожиданное открытие талантов в тех областях, которыми они до этого времени не занимались. На встрече Дмитрий удивил собравшихся и своим поэтическим талантом. Удивительна история рождения первых стихотворений. Это произошло в поезде «Хабаровск–Москва».

– Все шесть дней дороги я чувствовал, как ко мне спускается информация, она была настолько необычной, что ее нужно было рифмовать. Этих рифм набралась почти целая тетрадь. Состояние при этом было какое-то космическое, навеянное луной, ночным небом с движущимися над поездом облаками. Больше со мной такого не повторялось… Хотя иногда возникают какие-то мысли, и ты начинаешь говорить стихами. Я давно уже понял, что стихи – это некая среда (стихия), в которую вдруг занесло твое сознание, твою энергетическую сущность, и ты начинаешь оттуда что-то брать. Проблема в том, что это очень короткое по времени состояние и очень нестабильное, часто просто не успеваешь зафиксировать то, что пришло свыше – стихи или музыку.

О многогранности личности и множестве талантов

– Дивидендов не приносит. Я не заостряю внимание на полезности чего-либо. Просто когда живешь здесь и сейчас, сию минуту, ты находишься в определенном состоянии настроенности. И эта настроенность, как у музыкального инструмента, позволяет тебе быть созвучным или несозвучным, и ты выбираешь для себя определенный тембр, которым сейчас звучишь. В одном случае ты «звучишь» живописью, в другом – песней, в третьем – художественным словом. Эта универсальность человека должна раскрываться, она позволяет быть вездесущим и всеплановым – не одиночным и однозначным, а объектом. Но каждый новый этап вовсе не означает, что человек становится лучше. Например, в живописи: то, что я раньше писал, возможно, даже лучше, просто оно другое. Человек перерастает самого себя, становится другим и в этом состоянии может творить что-то новое.

Дмитрий Ефремов открыл новый сезон творческих встреч с талантливыми людьми, живущими и творящими в нашем городе. Они всегда интересны и творцам, и зрителям. Выставочный зал ждет своих гостей, чтобы представить замечательные работы, которые постоянно здесь экспонируются, а также  предоставить возможность для творческого общения ценителям прекрасного.

Евгения Штайн

Фото автора

 

 
 
< Ноября 2015 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.