СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

В волшебном мире музыки Печать
01.10.2015 07:55

Детская музыкальная школа города начала свой 60-й учебный год. Около сотни первоклассников впервые переступили ее порог, игре на музыкальных инструментах и вокалу в настоящее время здесь обучаются 700 детей, а для  малышей до 6 лет открыто подготовительное отделение.

Свой юбилей в школе готовятся отметить весной. Примечательно, что день рождения Детской музыкальной школы города Дубны – 26 марта 1956  года – совпадает с основанием Объединенного института ядерных исследований, одного из градообразующих предприятий, что очень символично для нашего города, который всегда славился содружеством науки и культуры.

На протяжении многих лет школа остается одной из ведущих и базовых школ Московской области. А работают здесь замечательные педагоги, которые открывают детям по-настоящему волшебный мир музыки, учат их понимать и принимать культурное наследие целых поколений, содержащееся в шедеврах классической музыки, интерес к которой никогда не угаснет у настоящих ценителей искусства.

Гордость школы – Галина Минкина, Ольга Щинова, Наталья Беляева, Галина Рухадзе, Ирина Кузнецова, Наталья Никитская, Галина Дементьева, Галина Ерусалимцева, Нина Лукьянова, Лариса Конакова, Надежда Костенко, Ольга Даркина, Ольга Немцева, Галина Крылова, Олеся Швейкина. Это профессионалы, воспитавшие не одно поколение юных музыкантов.

Их призвание – выполнять  роль проводника между музыкой и душой ребенка. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал В.А. Сухомлинский.

О том, чем живет сегодня музыкальная школа Дубны, мы беседуем с Людмилой Авраменко (на фото), которая из 40 лет своей профессиональной деятельности 30 посвятила родной школе, с 1990 года является заместителем директора по воспитательной работе. Помимо обучения игре на фортепиано, она многие годы занимается методической работой, подготовкой и проведением конкурсов и семинаров областного, российского и даже международного значения, которые проводятся на базе Детской музыкальной школы.

– Людмила Васильевна, хотелось бы подробнее узнать о мероприятиях, которые выходят далеко за рамки городского музыкального сообщества…

– Это уже ставшие традиционными конкурсы, изначально инициированные музыкальной школой Дубны. Один раз в два года проводится конкурс фортепьяно с оркестром – благо, что в городе есть замечательный симфонический оркестр, с которым мы плодотворно сотрудничаем. Очень интересно проходит конгресс пианистов: помимо конкурсных выступлений, в его рамках проводится отбор на Дельфийские игры. Мастер-классы с детьми проводят именитые музыканты и педагоги Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Центральной музыкальной школы при консерватории и Специализированной школы им. Гнесиных. В вечерней концертной программе принимают участие талантливые ученики этих педагогов, ставшие лауреатами музыкальных конкурсов, а также профессиональные  музыканты.

С 2008 года на базе нашей школы проводится Областная педагогическая филармония. Выступления педагогов поначалу проходили в очень плотном графике, поэтому со временем мероприятие разделили по специальностям на несколько городов – Дубне выпала честь принимать скрипачей, а также камерные ансамбли, которыми давно славится наш город.

Недавно  отметили 25-летие дружбы Дубны и американского города-побратима Ла-Кросс штата Висконсин. А ведь эта дружба началась с выступления на американской земле трио «Дубна», в составе которого были преподаватели нашей музыкальной школы, настоящие профессионалы своего дела: Ирина Захарова (фортепиано), Ирина Оганесян (скрипка) и Буся Луговиер (альт). Их выступление тогда покорило всех, а позднее сотрудничество было установлено  в области культуры, здравоохранения, образования и экономики, появилось множество совместных проектов. Буся Борисовна сейчас живет в городе-побратиме, остальных, к сожалению, уже нет в живых. В те годы они много выступали в Дубне, организовывали гастроли музыкантов с мировым именем. Таким образом, жители города были воспитаны на камерной музыке великих композиторов в прекрасном исполнении. Замечательно, что эти традиции продолжаются в наши дни.

– Что изменилось в школе за годы ее существования?

– Раньше желающие учиться проходили большой конкурсный отбор. Когда в городе дополнительно открылись хоровые школы и школы искусств, поток уменьшился, но ежегодно к нам продолжают приходить талантливые и перспективные ребята. Школа остается востребованной – это не может не радовать.

Мы, педагоги, работаем, как и много лет назад – сохраняя требования и строго выполняя план занятий, стараясь добиваться высокого уровня подготовки учащихся.

С этого года введены новые программы. Помимо предпрофессиональной, появилась общеразвивающая программа, рассчитанная на 3-4 года обучения. Последняя предназначена для детей, которые  в силу возраста  не успевают получить полное музыкальное образование до окончания образовательной школы, и тех, кто не рассчитывает в будущем профессионально заниматься музыкой, но хочет научиться играть на музыкальном инструменте. В последнее время среди взрослого населения наблюдается рост желающих получить музыкальное образование, освоить игру на музыкальном инструменте, заняться вокалом. У нас есть положительный опыт обучения студентов и аспирантов университета: помимо успешной учебы, они активно участвовали в концертной деятельности школьных коллективов. Для детей с ограниченными возможностями программы корректируются самими педагогами: для каждого ребенка учебный процесс  строится индивидуально, в зависимости от его способностей. Предпрофессиональная программа увеличилась на год: стандартная представляет собой 8-летний курс обучения  плюс год подготовки к поступлению в музыкальные учебные заведения.

– Много времени уходит на получение профессионального музыкального образования?

– Это длительный процесс: 8-9 лет в музыкальной школе, затем 4 года в музыкальном училище, далее – институт или консерватория и аспирантура.

Наши учащиеся поступают в лучшие музыкальные заведения среднего и высшего образования. В этом году Александра Тюрина стала студенткой Академического музыкального колледжа при Московской консерватории им. П.И. Чайковского, а Анастасия Кузнецова – студенткой Тверского музыкального колледжа им.
М.П. Мусоргского.

Я как-то посчитала, что среди наших педагогов 39 человек – выпускники дубненской школы, которые после окончания музыкальных вузов пришли сюда работать. Еще 21 выпускник школы работает в других учебных заведениях города. Наверное, стоит задуматься о создании условий для того, чтобы талантливые ребята и в будущем возвращались в родную Дубну.

– Здесь царит дух творчества. В чем секрет вашего дружного коллектива?

– Мы очень любим свою школу. В отношениях  прежде всего ценим, каков человек в работе,  насколько он отдает себя делу, как относится к детям. А характеры могут быть разными – это не главное. У нас очень теплая, доброжелательная атмосфера: тебя всегда  готовы поддержать, не скупятся на добрые слова, комплименты. Нет свойственных женскому коллективу ссор и интриг. Ходить на работу с удовольствием – много значит.

Конечно, многое зависит от руководства. Около 40 лет директором нашей школы был замечательный человек и педагог Александр Денисович Фоменко. Он говорил: «Главное – уважать человека и всегда находить в нем что-то хорошее». Благодаря  ему  было налажено сотрудничество с такими выдающимися музыкантами-мастерами,  как Эдуард Грач, Михаил Лидский, Мария Гамбарян, Вера Горностаева, Татьяна Зеликман, Андрей Хитрук. Это способствовало повышению музыкальной культуры в нашем городе.

– Какими качествами должен обладать педагог музыкальной школы?

– Встреча с музыкой  для ребенка – настоящий праздник. Каждый от рождения наделен музыкальными задатками, важно суметь их развить, увлечь, заинтересовать, найти отклик в душе ребенка, вызвать  в  нем  желание  «общаться» с музыкой,  эмоционально откликаться на нее, подружиться с прекрасным миром классических произведений и полюбить его. В этом и состоит главная задача педагога. А начинать занятия музыкой  чем раньше, тем лучше – маленькие дети более восприимчивы и легче обучаются.

– Знаменитый педагог В.А. Сухомлинский однажды отметил: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Насколько сегодня актуальны эти слова?

– Музыкальная культура – важная составляющая часть общей культуры, для гармонично развитой личности необходимо музыкальное образование. Музыка помогает формированию у ребенка эстетических чувств, культуры поведения: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты. Музыка развивает интеллектуально и творчески. Она несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Музыка – явление необыкновенное, одно из самых удивительных чудес, доступных каждому человеку и сопровождающих нас буквально с рождения, она формирует наше мировоззрение и культуру.

– Что дает ребенку музыкальная школа?

– Музыкальная  школа – это очень серьезная  работа, но ее результаты остаются на всю жизнь. Занятия музыкой, как и другие увлечения, требующие большого труда, дисциплинируют, учат рационально распределять время. В музыкальной школе  особая атмосфера, здесь можно общаться с близкими по духу и интересам людьми, говорить с ними «на одном языке». А еще школа дает возможность публичных выступлений, интересных поездок, творческих встреч.

– Какова роль родителей в музыкальном образовании ребенка?

– От родителей зависит очень многое!  Замечательно, что во многих семьях музыкальное образование считают необходимым для культурного развития ребенка. Это особенно важно, когда ребенок обладает хорошими способностями, которые нельзя не развивать – они обязательно помогут в жизни. Пусть  попробует, а в дальнейшем сам выберет, что для него более значимо.

Поначалу все с удовольствием занимаются, но на 3-4 год обучения случается кризис, когда некоторые начинают сомневаться в необходимости дальнейшего обучения. Очень важно в этот момент поддерживать своего ребенка, суметь убедить его в том, насколько это важно. Часто взрослые люди сожалеют о том, что в детстве бросили  музыкальную школу, не доучившись.

Для достижения хороших результатов близким нужно быть готовыми принимать самое активное участие  в подготовке к занятиям, даже если сами они не обладают необходимыми знаниями и навыками, посещать мероприятия, в которых принимает участие ребенок – словом, проживать вместе с ним эту «музыкальную жизнь», наполненную самыми разными впечатлениями. Не менее важно позаботиться о том, чтобы вокруг ребенка была хорошая атмосфера: культурная, интеллигентная. В музыкальной школе такая среда создана, но этого мало – нужно поддерживать и распространять ее на другие сферы жизни.

Отрадно, что наблюдается преемственность поколений: многие наши выпускники приводят в школу своих детей.

– Людмила Васильевна, какие интересные мероприятия запланированы на этот учебный год?

– В марте у нас  в очередной раз пройдет областная олимпиада  по сольфеджио, на которую традиционно собирается больше 100 детей. Готовимся к проведению конкурса имени Ирины Оганесян, который теперь имеет статус общероссийского: в нем принимают участие  юные скрипачи, готовые удивить своим талантом. Возглавляют жюри, как правило, профессора Московской консерватории.

В ноябре на базе школы пройдет межзональный  семинар «Педагогические чтения», на котором музыкальные педагоги нашего методического объединения поделятся своими разработками и опытом, дадут открытые уроки, представят презентации. Мастер-классы с преподавателями школ в этом году проведут педагоги Специализированной школы им. Гнесиных и музыкального колледжа города Электросталь. Запланированы занятия профессионалов и с детьми нашей музыкальной школы:  нам очень интересно узнать их мнение и услышать ценные рекомендации.

И, конечно, уже сейчас мы начинаем подготовку к праздновании 60-летнего юбилея школы.

– О чем болит душа? О чем мечтается накануне юбилея?

– Мы давно мечтаем о хорошем концертном рояле. Пока на мероприятия высокого уровня, например, на конгресс пианистов,  нам привозит рояли из Москвы компания «Yamaha». Ее сотрудники уже сами ставят в свой план наши мероприятия, в которых участвуют известные и признанные музыканты. Хотелось бы обновить и музыкальные инструменты, которые давно выработали свой ресурс.

Еще хотелось бы наладить более тесные связи с общеобразовательными школами, возможно, проводить совместные педсоветы, обсуждать общие проблемы – ведь мы делаем общее дело.

– Стены школы с трудом вмещают дипломы и грамоты, демонстрирующие успехи учащихся…

– Нам есть, чем гордиться! Наши ребята всегда успешно участвуют в престижном международном конкурсе «Серебряное озеро» (г. Гатчина),  фестивале им. Гнесиных (г. Москва),  городском фестивале «Юные солисты», во  всероссийском конкурсе  юных концертмейстеров (г. Кисловодск). «Подмосковные вечера искусств»  обычно посещают музыканты с мировым именем: впечатлившись  выступлениями наших учащихся, они часто приглашают их на конкурсы за рубеж. Удачными оказались выступления в инструментальном музыкальном фестивале  в Бельгии и Международном фестивале «Волшебные мосты Вены» в Австрии. Здесь также представлены дипломы и грамоты, в разные  годы привезенные с областных музыкальных конкурсов «Русская музыка», «Концерт для фортепиано с оркестром», «Эстрадная музыка», «Ансамблевое музицирование», с конкурса гитаристов, международного фестиваля славянской музыки, пасхального фестиваля «Русь певучая» в Коломенском, международного фестивале музыкантов-исполнителей на духовых и ударных инструментах «Серебряные звуки».

Победы учеников – это оценка труда педагогов, для которых они важнее собственных достижений. Поздравляем всех педагогов Детской музыкальной школы нашего города с профессиональным праздником, желаем им интересной работы, наполненной творческими поисками и вдохновением, которые непременно приведут к новым успехам в деле эстетического воспитания и развития музыкального искусства и культуры в нашем городе!

Евгения Штайн

Фото Юрия Тараканова

 
 
< Октября 2015 >
П В С Ч П С В
      2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.