Столичные музыканты в Дубне Печать
24.09.2015 07:59

13 сентября в ДК «МИР»  в рамках XXVI юбилейного концертного сезона 2015-­2016 гг. Дубненского симфонического оркестра состоялось выступление Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением народного артиста России, лауреата Государственной премии Павла Когана.

В программу вечера вошли сочинения Скрябина – пьеса для симфонического оркестра «Мечты», и фортепианный концерт, а также произведения Хачатуряна -­ скрипичный концерт и фрагменты из балета «Спартак».  Дирижировал оркестром Александр Сиднев, солировали лауреаты международных конкурсов пианист Даниил Саямов  и скрипач Даниил Коган.

Московский государственный академический симфонический оркестр своими масштабными про­ектами десятилетиями привлекает внимание не только многочисленных поклонников классической музыки, но и представителей мировой музыкальной общественности. Основанный в 1943 году, он с 1989 года работает с Павлом Коганом, приглашенным в качестве художественного руководителя и главного дирижера.  МГАСО под управлением этого известнейшего музыканта гастролирует в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, Великобритании, США, Австралии, Японии, Республике Корея и других странах, а также регулярно представляет Россию на крупнейших мировых фестивалях.

Оркестр  хорошо известен любителям классики  нашего города. Этот коллектив неоднократно знакомил дубненцев с лучшими сочинениями мирового музыкального наследия во время  регулярных гастролей в  наукограде.

Первое отделение прошедшего концерта было посвящено 100­-летию со  дня кончины Александра Скрябина.  Программу оркестр  начал с исполнения первого законченного и исполненного оркест­рового произведения Скрябина ­ - пьесы «Мечта». Близкая по содержанию проникновенно­задушевным юношеским опусам автора, она поначалу называлась  «Прелюдия».

Едва прозвучали начальные фразы «Мечты», как стало ясно: в этом сочинении в  сконцентриро­ванном виде присутствуют интонационные и образные находки композитора, которые впоследствии найдут развитие в грандиозных по своим эмоциональным и колористическим изыскам медленных частях Первой и Второй симфоний. Александр Сиднев, несмотря на миниатюрную форму этого сочинения, сумел донести до слушателей стилистику автора, сразу же погрузив аудиторию в хрупкий мир скрябинских образов.

Последовавший за этим фортепианный концерт Скрябина ­- хорошо известное сочинение, практически  входящее в репертуар каждого гастролирующего пианиста. Оно является своеобразным тестом на наличие у исполнителя хорошей школы, вкуса, интеллекта и мастерства.

Известно, что в процессе работы над партитурой автору приходилось решать самые разнообразные задачи в области инструментовки, причём наиболее сложный из них был вопрос соотношения звучности оркестра и солирующего инструмента. Эта проблема является камнем преткновения и для исполнителей. Даже в залах с очень хорошей акустикой  зачастую  заметен определенный дисбаланс в звучании инструментов. Можно только восхищаться мастерством Александра Сиднева, который, несмотря на малое количество репетиций, столь деликатно подошел к этой стороне исполнения: под его управлением оркестранты ни разу не заглушили прозрачную фортепианную фактуру, позволив солисту – блестящему пианисту Даниилу Саямову,  высказываться так, как ему диктовало его художественное чутье.

Во II отделении было представлено творчество Арама Хачатуряна. Его музыка всегда гип­нотизировала слушателей яркими театральными образами, запоминающимися мелодиями, сочными красками  и необычайными ритмами. Волшебство произошло и на прошедшем вечере. В скрипичном концерте Хачатуряна солист Даниил Коган продемонстрировал прекрасное чувство стиля и великолепное ощущение ансамбля. Нежные мелодические эпизоды так же,  как и стремительные по темпу и разнообразные по рисунку пассажи,  были исполнены им по­эстетски изысканно и виртуозно. Между тем,  лучшие качества музыканта с особой наглядностью проявились в финале сочинения: в первую очередь это наличие собственной, глубоко интимной манеры высказывания, во вторую – специфического отношения к темпу:  восприятие его как одухотворенного полета.

В заключение вечера прозвучали фрагменты из балета «Спартак». В них  в который раз проявился индивидуальный почерк А. Сиднева -­ дирижера яркого, темпераментного и харизматичного. Его искусство всегда находило в сердцах любителей классики нашего наукограда искреннее восхищение. Этот вечер не оказался исключением – дубненцы приветствовали маэстро со свойственным им энтузиазмом.

Наталия Белага