Погружение в мир Моцарта Печать
25.06.2015 08:20

16 июня в ДК «Мир» в рамках XXV концертного сезона 2014-­2015 года в цикле променад-­концертов «Белые ночи в Дубне» московский музыкальный театр AMADEI и Дубненский симфонический оркестр представили на суд зрителей комическую оперу Моцарта «Волшебная флейта».

Среди многочисленного оперного наследия гениального австрийского классика «Волшебная флейта» занимает особое место. Впервые поставленная в венском театре «Ауф дер Виден» в 1791 году, она, как утверждали некоторые исследователи творчества Моцарта, явилась причиной внезапной кончины тридцатипятилетнего автора.

В основе этой гипотезы лежит тот факт, что сам Моцарт, также как и его либреттист Э. Шиканедер, (в  основу сюжета «Волшебной флейты» им положены фрагменты сочинений Х. Виланда, В. Мюллера, Т. Ф. Геблера и Ж. Террасона), придерживались масонских взглядов и состояли членами нескольких масонских лож Вены.

Поводом к написанию оперы послужили распространявшиеся в Вене слухи о предстоящем запрете масонских лож. Единомышленники Моцарта считали этот запрет необоснованным и предложили композитору в защиту их миропонимания сочинить оперу. В результате Моцарт создает «Волшебную флейту», в которой идеи масонства находят свое отражение: в ней присутствуют их церемониалы, числовая мистика и орнаментальная символика, уходящая своими корнями в верования Ближнего Востока.

Поскольку взгляды масонов опирались на учение великого религиозного деятеля, огнепоклонника Зороастра, или, как его называли в Европе, Зарастро, автор делает этот персонаж главным действующим лицом своего произведения.  В опере он носитель света и разума, и противостоит ему  всесильная прародительница зла – Царица ночи. В свою борьбу они втягивают смертных – принца Тамино и дочь Царицы ночи – Памину. По сюжету только от их мужества и способности погибнуть ради света, разума и любви зависит судьба мира. Единственное, что дается им в помощь, так это волшебная флейта и колокольчики – в русле мистических взглядов масонов эти предметы считались сильнейшими оберегами.

Между тем, были историки, которые полагали, будто сюжет оперы имел более светскую подоплеку. Так в образе Царицы ночи присутствовал намек на императрицу Марию­Терезию,  в образе принца Тамино – на императора Иосифа II, за положительным обликом жреца Зарастро стоял известный идеолог австрийских масонов Игнац фон Борн, а Папагено и Папагена воплощали образы доброго и наивного австрийского народа. Скорее всего, это были политические инсинуации, так как в символике «Волшебной флейты» напрямую прослеживается декларация основных масонских принципов, и в первую очередь это относится к всевозможным триединствам, которые характерны для масонской философии. Они пронизывают действие во всех направлениях: три феи, три мальчика, три гения и т.д. Сюда можно и присовокупить выбор основной тональности оркестровой увертюры. Ею является ми бемоль мажор, имеющий в ключе три бемоля и характеризующий, по мнению масонов, три их основных принципа: «добродетель, благородство и покой».

Первая постановка оперы прошла с грандиозным успехом, но, несмотря на это, в обществе стали муссироваться слухи о том, что масонов оскорбило то, как в ней высмеивались обряды этой закрытой для общества ложи, и как результат –  насильственная смерть композитора. Однако это было ложью – масоны публично приветствовали «Волшебную флейту», считая, что та способствует пропаганде добродетелей, которые они ставили во главу угла своего учения.

В любом случае, слушатели всего мира уже почти два с четвертью века воспринимают «Волшебную флейту» в отрыве от политических и религиозных интриг времени ее создания. Для них это пленительная музыкальная сказка, где любовь побеждает все преграды, а добро торжествует над злом.

Обратимся же к прошедшему вечеру. Московский музыкальный театр AMADEI был создан в 1996 году. В настоящее время его коллектив насчитывает около 90 солистов оперы, артистов камерного оркестра, сотрудников административного и художественно­постановочного состава. «Волшебная флейта» в Дубне – это 223­я постановка со дня премьеры, которая состоялась в сентябре 1997 года на закрытии фестиваля «Шереметевские сезоны в Останкине». В наукоград оперу  привез дирижер­постановщик Олег Белунцев.

– Прошедшая «Волшебная флейта» – наш седьмой спектакль в сезоне 2014-­15 годов, – рассказывает маэстро. – Как правило, в город, куда мы приезжаем на гастроли, театр привозит свой оркестр. Другое дело Дубна. Дубненский симфонический оркестр –  великолепный коллектив. С ним оперу мы играли с одной репетиции, а это дорогого стоит – в этом произведении есть не менее полусотни очень сложных для ансамбля фрагментов, которые требуют настоящего профессионализма как со стороны певцов, так и со стороны инструменталистов...

У музыкантов есть известный многим закон: репетиций меньше, выступлений больше. Как ни странно, но это утверждение в полной мере относится к «Волшебной флейте» – здесь музыка очень пластичная и доходчивая, после многочисленных репетиций приедается, а потому на сцене зачастую играется просто механически – пропадает нерв, придающий ей подлинную притягательность и обаяние. С ДСО у нас все сразу же пошло прекрасно – мы отлично понимаем друг друга, так как давно творчески сотрудничаем. Сейчас уже обсуждаем четвертый совместный проект. Полагаю, он будет встречен столь же доброжелательно…

И действительно, в зале был аншлаг, певцы свои партии исполняли увлеченно и  музыкально, оркестр звучал ярко. Аудитория принимала постановку чрезвычайно тепло. Особое впечатление на зрителей произвела режиссура спектакля: артисты выходили в зал из фойе, пели не только на сцене, но и в проходах между рядами, и т. д.

Несмотря на то, что в «Волшебной флейте» отсутствовали декорации, да и костюмы актеров были достаточно аскетичны, зал напряженно следил за развитием сюжета. Все игралось всерьез, а потому даже малыши сидели тихо, не проявляя свойственной им непоседливости.

Конечно, присутствуя при показе сказки XVIII века, хотелось бы увидеть яркий видеоряд – слишком уж закрепились в сознании роскошные кадры из всевозможных фильмов­-фэнтази. Между тем, любому ясно, что в условиях небольшой сцены это неосуществимо. Однако в этот вечер наблюдалась другая крайность – большинство певцов были в черном, да и выступали они на фоне черного задника. Конечно, подобное цветовое решение можно было бы воспринять как эстетическую позицию постановщика, увлеченного графикой, если бы символа светлого разума Зарастро, как указано в либретто, несущего на груди изображение солнечного диска, не обрядили так же, как и властительницу тьмы, в черные одежды. Подобная экономия на костюме персонажа, олицетворяющего рассудительность и оптимизм, персонажа, действия которого приводят мир если не к окончательной победе света над тьмой, то хотя бы к их разумному равновесию, искажает философскую составляющую этой сказки. И как результат – в данной  постановке мы становимся свидетелями чудовищного явления: на наших глазах заключается союз между черным разумом и повелительницей зла!

К счастью, многие зрители не восприняли черный хитон Зарастро как символ, переворачивающий с ног на голову смысл священного действа, задуманного автором. А ведь его цель сказочно прекрасна – в лучах ослепительного сияния восславить победу солнечного существа божественного происхождения, способного принести людям благую мысль, благое слово и благое дело (принципы Зороастризма).

В Дубне постановка «Волшебной флейты» прошла успешно, вызвав искреннюю благодарность зрителей как к приехавшему коллективу, так и к руководителям ДСО, организовавшим  у нас гастроли театра AMADEI. В наукограде такой интерес к «Волшебной флейте» не случаен – с момента создания опера всегда привлекала к себе внимание просвещенной аудитории. В этом плане показательно, что среди поклонников сказки присутствуют столь высокоинтеллектуальные  фигуры, как гениальный Гете, делавший попытки написать продолжение либретто, великий режиссёр Ингмар Бергман, при экранизации оперы переосмысливший ее сюжет (у него Зарастро – отец Памины),  и выдающиеся ученые-­астрономы XX века. В 1901 и 1904 годах они в знак своего преклонения перед музыкой Моцарта назвали открытые ими астероиды «Папагено» и «Памина» в честь героев его неотразимой «Волшебной флейты»! Дубненские любители классики не исключение: из года в год они пополняют ряды преданных поклонников Моцарта, и немалая роль в этом процессе принадлежит Московскому музыкальному театру AMADEI.

Наталия БЕЛАГА